на главную
Главная » Конспекты
Свами Вишну Дэв

Освобождение при жизни

О, лучший из людей. Жизненные силы Махатмы, пребывающего в Атмане и получившего освобождение ещё при жизни, тоже поглощаются в Атман именно в этот момент самореализации. В некоторых случаях, благодаря зрелости тапаса, освобождённый при жизни обретает силу быть неосязаемым, тогда как его форма сохраняется. При дальнейшей зрелости можно даже стать невидимым, оставаясь только чистым сознаванием. Человек, наделённый такой сиддхой, играет, как ему нравится.

О, лучший из людей. Эти две сверхъестественные способности тела — сиддхи, могут прийти очень быстро, благодаря милости Атмана. Эти различия в сиддхах не означают какого-либо различия в Освобождении. Пребывающий в Атмане — Освобождённый, в теле он или без.

Тот, кто поднимается к высшим мирам, выходит из тела через канал, именуемый Сушумна и потом, руководимый божеством, становится там просветлённым и тот час получает Освобождение. Для йогина с совершенно зрелым умом, выполняющего самоисследование или медитирующего на Атман, этот подъём к высочайшей цели происходит просто божественной милостью. Он может странствовать по желанию во всех мирах, создавать себе столько тел, сколько понравится и даже даровать Милость другим.

(Шри Рамана Гита. Глава 14)


САМООСВОБОЖДЕНИЕ

Когда вы практикуете самоисследование, самоосвобождение, параллельно с избавлением от собственного эгоцентризма, внутри вас появляется это состояние постоянного пребывания в вашей Природе Ума. Самоисследование — это специальные методы Джняна-йоги, погружение в Природу Ума. Самоосвобождение — это специальные методы ментального самоанализа с целью выяснения подлинной сущности. Когда вы можете осознать все проявления этого мира как ум, как проявление вашего сознания, понять, что ничто не возникает само по себе, ничто не является самосущим — всё является проявлением вашего же сознания, движениями вашей души — ваше сознание начинает втягиваться, оно начинает поглощаться, вы понимаете свою обусловленность.

Тогда вы понимаете, что вы видите объект только потому, что есть ваше зрительное сознание. Объект не существует вне вашего сознания. Если нет зрения, кто может сказать, что эта колонна белая? Кто может сказать, что это вообще колонна, если нет зрения? Если нет слуха, кто может оценить: этот звук прекрасен или: этот звук ужасен? А что такое слух, зрение — это сознание, которое есть в астральном теле, сформированное прошлым опытом — это определённая способность к различению, не более того. И вы можете сформировать новые способности к различению, новые сознания, а старые стереть. То есть, всё это не субстанционально, это нематериально, не абсолютно — это относительное, созданное вашим же сознанием, понимаете вы это? А раз это создано вашим же сознанием, то это ваш ум творит все эти вещи. И когда вы это всё понимаете, тогда проблема не во вне, нет проблем во вне. Проблема внутри, всё внутри вас. Страдания, рождение, смерть, счастье, взаимоотношения — всё это сводится к внутренней проблеме. И тогда вы выясняете: раз проблема внутри, тогда что есть я? Что я собой представляю? Что есть моё сознание и что есть мой ум? Таким образом, вы выполняете первую ступень практики — всё сводить к уму.

Затем вы начинаете анализ ума. Вы пытаетесь думать: "А что же такое мой ум?" И когда вы пытаетесь рассуждать об уме — это подобно собаке, пытающейся укусить себя за хвост. Ум сам пытается думать о себе. Но может ли ум познать себя? Мысли — это продукт старого опыта, впитанные через воспитание, общество, родителей, книги, социум — то, из чего мы сформированы. Как сказал один человек: "Люди подобны колбасам: чем их начинят, то они в себе и носят". Это наш ум — он просто начинён разной информацией. И когда мы анализируем наш ум, мы выясняем, что в нём нет ничего, что бы принадлежало ему собственно. Мы видим, что всё заимствовано, всё это мы где-то взяли, потому что ум — это прежде всего мысли, которые возникают в нашем сознании. Они называются вритти — это как тонкие движения или колебания на глади озера, и мы выясняем, что любая вритти — это заимствованное, это отпечаток, который на нас оставило чьё-то воздействие, чьи-то слова, какое-то событие, обучение. И тогда мы начинаем разбираться со своим сознанием, выяснять из чего состоит "я".

И когда мы начинаем разбираться, мы приходим в ужас, от того, что "я" — это просто набор каких-то механических вещей, набор железок и не высшего качества. Мы приходим в ужас от того, что то "я", которое считал личностью двадцать или сорок лет не имеет никакой сущности, оно создано другими — это слепок, это форма, понимаете? Это балванка, которую отштамповали и выпустили, это продукт общества, социума, воспитания, чего угодно, но только это не что-то абсолютное. Это что-то очень относительное. Это штампованная кукла. И мы все вот такие штампованные куклы. Наш ум — это просто программа, вложенная в наше сознание. И, будучи такими куклами, мы ходим, любим, страдаем, творим. Но всё это творчество штампованных кукол. Кукла может делать что-то, если нажать куда-то, она может заговорить, но в пределах программы, не больше. Компьютер. Мы общаемся, мы думаем, творим великие вещи, но всё это творение в пределах этой компьютерной дискеты.

И когда мы занимаемся таким самоанализом, у нас впервые наступает познавательный шок. Мы проникаем внутрь и обнаруживаем несубстанциональность всего, весь наш опыт — это нечто заимствованное, в нём нет ничего абсолютного — это просто набор впитанных идей, он не самосущий, не самоценный, в нём нет какой-то абсолютной субстанции — ничего абсолютного вообще — это просто нечто сложенное как мозаика. Просто взяли оттуда, оттуда и что-то выложили. И вы видите, что другой человек такой же — он продукт этой же информации, только он немного в других условиях вырос, его программа чуть-чуть другая, но это такая же штампованная кукла. Две куклы общаются друг с другом, и думают, что живут. Это и называется жизнью: кукла живёт — кукла умирает, получает новое тело куклы. Это Сансара, это майя.

Но внутри этой куклы существует самая высшая драгоценность, и она даже не знает об этом. Она ведёт свою кукольную жизнь до тех пор, пока её тело не отправят на переплавку. Дадут новое тело и так будет продолжаться.

Но затем у этой куклы что-то срабатывает, и она начинает думать: "Что-то не так. Почему я должен так жить? Почему я должен вести эту роботоподобную жизнь: есть, спать, совокупляться, размножаться, смотреть телевидение, снова есть, спать, размножаться, работать-работать-работать, пить чай вечером, общаться с друзьями — всё. Это моя жизнь. Так меня сделали, так меня запрограмировали — всё. Я — полный зомби. Вперёд! Все на выборы! Наш президент…

Это есть полное состояние зомби. Ты должен работать, иметь семью, иметь детей, рожать новых зомби. Много. Нам нужно много зомби. Мы должны быть процветающими куклами. Мы должны всё вкуснее есть, иметь больше всего материального, делать всё больше кукол и рассуждать о благе, исходя из своего кукольного восприятия. Рассуждать о том, что есть добро, что есть зло, рассуждать о любви кукольной, рассуждать о благотворительности, о принципах гуманизма. Мы должны быть гуманными! Но в пределах кукольного восприятия, не дальше. Это полное состояние зомби, полное состояние обусловленности. Всё. Слеплено, сделано — выполняй программу. И это мир людей. Существуют другие миры, и из этого состоит наша жизнь.

И когда вы проникаете в это сознание, обнаруживаете его несубстациональность, несущностность, у вас возникает сильное возмущение этим: "Так жить нельзя! Я не хочу быть всем этим! Я должен реализовать нечто гораздо более глубокое". У нас есть подспудное, подсознательное чувство, что внутри нас есть нечто гораздо высшее, и это чувство пытается пробиваться, но оно подавлено, оно полностью погашено всей обусловленностью, всеми обрядами Сансары.

Бракосочетание — это обряд, это инициация, понимаете. Посвящение в пионеры — это посвящение. Вас посвящали с самого начала лжегуру, начиная от роддома. И последнее посвящение — это ПОА, Бардо-инициация. Куда? В тот же мир людей.

Но, получая инициации от таких "гуру", вы будете оставаться такими штампованными куклами, вы никуда не придёте. Вы снова получите новое тело куклы в этом мире. Это и есть состояние иллюзии, и от этого нужно освободиться, от этого нужно полностью избавиться.

И когда мы анализируем наш ум, мы понимаем, что за умом есть нечто, что выходит за пределы этой программы. Мы понимаем его полную несубстанциональность, мы осознаём, что ум — это только мысли — вритти. Мысли — это нечто, что мы впитали с прошлым опытом, какие-то заимствованные вещи. Всё, что в пределах мысли — это то, что вписывается в круг нашего опыта. Ничто невозможно выразить через мысли из состояния, которое выше, из запредельного состояния, потому что ум действует в категориях причины-следствия, категориях времени-пространства, категориях субъект-объектных отношений, я-ты — он полностью подвержен четырём законам формальной логики: тождество, непротиворечие, исключённого третьего, достаточного основания, он полностью подвержен законам формальной логики, он подвержен, так называемому, здравому смыслу. Если вы изучали формальную логику, вы понимаете о чём я говорю. За пределы логики он не может прорваться. Но мы не можем найти Истинное Я, если будем жить на уровне этого кукольного штампа.

Тогда мы изо всех сил пытаемся анализировать мысль и выяснить где же мы в этом состоянии. И мы выясняем, что среди всех мыслей есть какая-то одна самая важная мысль — это Ахам-Вритти. Это мысль — "Я". Я-мысль — это царь всех мыслей, это ложное отождествление — то, чем мы себя считаем. И эта Ахам-Вритти — она стоит на троне, она занимает главенствующее положение — это наше ложное эго, оно гнездится там, и оно посылает своих чистых преданных туда-сюда, даёт им различные задания и считает себя чем-либо. И эта я-мысль на троне — наша вера в собственное эго, в собственную личность, в собственное отдельное независимое я. И когда есть эта я-мысль и отождествление с ней, тогда я-мысль проецирует себя: "Я есть мужчина, я есть женщина, я есть человек, я есть какая-то личность. Соответственно, эта я-мысль строит отдельные комнаты, отдельные номера, где она может проецировать себя в более разветвлённом состоянии, а затем она начинает вращаться по этим комнатам. Так создаётся наша ахамкара — ложное эго.

Но король голый.

Если вы возмёте эту я-мысль — Ахам-Вритти, и попытаетесь её проанализировать и держаться её, следуя практике самоисследования, вы увидите, что я-мысль тоже несубстанциональна. Мы выяснили, что все мысли несубстанциональны, осталась только одна мысль — я-мысль — чувство "Я", наше ложное отождествление. Но мы не знаем кто мы, не знаем. Кто мы? Тело? Чувства? Ум? Все передачи по радио, которые мы прослушали, новости, институтское образование? Кто мы — непонятно. Тогда мы берём эту я-мысль, держимся её и исследуем. Когда мы исследуем я-мысль, мы очень цепко за неё держимся и пытаемся удержать Ахам-Вритти — первую дхьяну, вторую дхьяну, третью дхьяну, и тогда мы видим, что я-мысль начинает распадаться. Оказывается, что это ложное эго, этот король голый — он несубстационален, он не настоящий. Ум не настоящий. И тогда я-мысль начинает растворяться.

Когда я-мысль начинает растворяться, мы проникаем в нечто глубокое. Мы проникаем в какое-то глубинное наблюдающее осознавание, отъединённое от процесса двойственного мышления. Это тонкое наблюдающее сознание, подобное глади спящего озера. Это сознание подобное зеркалу, которое отдельно от процесса мышления, и на котором нет этих колебаний, нет вритти, нет двойственности, флуктуаций, нет никаких отождествлений, нет ложного чувства "Я", делающего, нет внешнего субъекта как делателя, нет процесса восприятия субъект-объектного, которое отделено от зрения, запаха, вкуса, осязания, которое отделено от зрительного, слухового, вкусового сознания. Это нечто, что мы не можем описать словами, и это очень глубокое и очень мудрое состояние осознавания. И тогда мы видим, что наше я тоже не субстанционально, оно пустотно.

И впервые мы открываем внутри себя огромное пространство осознавания, Пустоту.

И второе правило, после того как мы всё свели к уму — ум нужно сводить в пустоту, обнаружить на собственном опыте не субстанциональность всего. Это не есть состояние пустоты в смысле негатива, ничего — нет. Это Абсолютная Полнота. Это абсолютная позитивность, это абсолютное сверхтрансцендентное сознание. Пустота в том смысле, что там нет ничего из нашего прошлого материального опыта, из наших движений души. Но это сверх-ясное, сверх-чистое, супер-интенсивное сознание, которое является источником всего.

И тогда мы впервые выходим за пределы шаблонов, программ, стереотипов, мышления, кукла начинает открывать в себе нечто живое. До этого мы все ведём жизнь кукол и перерождаемся как куклы. Это бессмысленная, социально-зомбированная жизнь. Но тогда начинается подлинное осознавание, и мы начинаем жить, мы начинаем осознавать. И когда мы открываем это сознание, мы видим, что это сознание является источником всего. Оно творит все миры, Ничто не лежит вне этого сознания, оно является самым ценным, самым дорогим, оно живет в каждом человеке, и только оно и важно. И вся жизнь людей сводится только к тому, чтобы открыть это сознание. Это единое на всех сознание, и жизнь — это жизнь этого сознания, а не вас, ни как тела, ни как чувств. Это сознание в вас живет и пытается пробиться. И жизнь ценна: пробьется это сознание за эту жизнь или не пробьется. Не пробьется — значит Бардо-инициация, новое тело штампованное, новый ум штампованный. Будет пробиваться в следующей жизни. Понимаете, насколько это ценная вещь, чем вы занимаетесь — это осознать нужно. Пробьётся в вас осознание или нет! Или вы будете вести жизнь штампованных кукол?

И когда мы обнаруживаем эту пустоту, мы продолжаем нашу медитацию дальше. Мы не должны отходить, сознание в это время изменяется. Опыты дхьяны и опыты праджни мы вчера подробно рассматривали. Я даю другую формулу учения, но принципы одни и те же. И когда вы медитируеите, пытаясь осознавать эту пустоту, эта пустота вначале кажется чем-то чужим, бесконечным, поглощающим, страшным, бездонным — вы вообще теряетесь, приходите в шок, замешательство и ужас. Это настолько непостижимое, настолько вечное, абсолютное, что вас там вообще нет, вы там вообще никто, понимаете. Если муравья взять и опустить в океан, где муравей — непонятно. Что от него осталось, где его муравьиные заботы?

Когда вы прикасаетесь к этому океану бездонного осознавания, первое ваше впечатление — это шок, вы отшатываетесь в ужасе. И многие, кто прикоснулся, отшатнулись и уже держатся этого подальше. Многие ужаснулись: "Куда я вообще лезу?! Буду чуть-чуть практиковать и понемножку продвигаться. Я — падшая личность, у меня столько загрязнений. Достижение Освобождения — это пусть Будды, монахи в Гималаях достигают, и для этого нужно очень много жизней. И Будда Шакьямуни практиковал четыре асангхи и сто тысяч кальп, а кто я такой вообще? Буду делать поклоны, молитвы, может когда-нибудь, через сто жизней стану на путь".

Мы отшатываемся от этого сознания — такое Оно великое. Мы чувствуем, что от нас вообще ничего не останется, мы не готовы к Нему. Это глубочайший шок и глубочайшее разочарование практикующих, появляется глубочайшее неверие в себя. Но если у вас достаточно мудрости, вы не должны так поступать, вы должны накапливать заслуги, шлифовать свое поверхностное сознание, читать молитвы, использовать все относительные методы, которые у вас есть, углубляя свою философию Атмана, недвойственности и снова пытаться как лбом биться. Снова — чуть-чуть. Снова. Растворился, получил опыт — выскочил, пришел в себя и снова. И вы пытаетесь как бы в океан прыгать.

Рамакришна приводил такой пример: Соляная кукла зашла в океан, но когда она зашла, от нее ничего не осталось. Вы пытаетесь, поставить туда одну ногу, затем вторую. Вы пытаетесь туда входить. Это состояние созревания души.

И понемногу вы, вдруг, начинаете открывать, что это огромное бесконечное сознание не такое уж чужое. Это ваше сознание. Вы начинаете его признавать. Более того, вы его осваиваете. Оно не является какой-то чужеродной бездной, Орлом каким-то, который вас пожирает, который там описан в Мексике. Ничего подобного. Они, очевидно, очень испугались, так испугались на всю жизнь, что начали заниматься какими-то другими практиками, но это оставили — слишком это высоко. И вы чувствуете, что это пространство становится вам родным. Вы начинаете осваиваться в Нём, ваше сознание изменяется, ваши отождествления уходят, ваши привязанности уходят, но на смену этого приходят ясность, мудрость и изменение концепции себя, концепции мира, концепции существования, жизни. Это настолько глубинные перевороты в сознании, что дух захватывает. Вы открываете вообще новое измерение — это очень большая внутренняя работа, это тотальная внутренняя работа, это не так просто, это величайшая внутренняя работа. Когда вы открываете это сознание, вы начинаете в нём осваиваться, и вы должны иметь смелость стать тем, кто вы есть.

Пока мы говорим на словах, но затем вы должны это сделать реально, то есть вы должны взять это пространство. Оно и так вам уже принадлежит. Медитатор в сутрах описывается как вор, прокрадывающийся в пустой дом. В пустом доме никого нет, а вор крадется. Вор крадется, сохраняет меры предосторожности, прячется за шторы, в шкафу, ползет под половиком, а дом пустой вообще. Более того — это его дом. Понимаете — это его собственный дом, и он вообще идиот, полный зомби.

Этот медитирующий — это мы сами. Мы крадёмся в дом, который нам принадлежал с самого начала — в свой собственный дом. И когда мы это начинаем понимать, появляется мудрость и появляется бесстрашие. Мы понимаем, что мы можем быть этим бесконечным пространством, мы можем быть бесконечными, мы можем быть Абсолютом, мы можем быть Богом. Можем быть Богом! Мы уже Им являемся. Как можно стать тем, кем ты был с самого начала? Понимаете — это парадокс. Мы становимся тем, чем мы уже были. Мы были этим до рождения, просто старая карма, воспитание, социум, нам очень долго объясняли, что мы этим не являемся, и мы сами себе это вбили нашими захваченностями.

И когда мы проникаем в это сознание, мы, вдруг, открываем: "Как я мог это упускать? Это тотальное сознание и Оно всё мое, как я мог этого не замечать? Как я мог жить так мелочно, так бессмысленно, так поверхностно?" Мы проникаем в это сознание, позволяем Ему расширится, полностью Его осознаем, и наша жизнь переворачивается. Мы становимся бессмертными, мы становимся абсолютно осознающими, и нет других, а есть только мы — это абсолютная субъективность. Нет я, нет ты, есть только величайшее осознавание. Нельзя сказать "я". Если я скажу "я", то кто это говорит? Это то же сознание, а "я" нет. Нет "ты", потому что "ты" — это тоже сознание. И вначале вы можете себя почувствовать очень брошенным, одиноким, неуютным, мир разламывается. Как бы раньше друзья, все это было, а теперь только это сознание и даже меня там нет. Не то, чтобы одиноким, а вообще непонятно каким. Это процессы созревания души. Но вы никогда не должны входить ни в какие депрессии, ни в какие отчаяния никогда, никогда. С самого начала у вас должна быть твердая вера. Атман — это радость, это сознание абсолютно радостное. Ананда, ананда. То есть, если вы не радуетесь, то куда-то вы не туда ушли, просто вы что-то не так думаете — вот так должны думать. Исток, корень бытия — это радость, это счастье.

Второй аспект Атмана — это осознавание, мудрость — это Чит. Ваша осознанность, ваша мудрость возрастает. Соломон сказал: "В большой мудрости много печали", — Я сомневаюсь, что в большой мудрости много печали. Значит у него мудрости недостаточно было, чтобы пойти дальше. В большой мудрости много радости! Это если обычный человек чуть-чуть мудрым стал, то он печалится — он осознает свое обусловленное положение. Но если бы он дальше начал практиковать, то это был бы непрерывный экстаз, непрерывное счастье.

И третий аспект — это Сат — это истинность, это абсолютность. Это истинность, вы осознаете истинность этого сознания. И когда вы проникаете в это сознание, позволяете ему расширится, вы начинаете воспринимать свет. Вы видите, что сущность вашего сознания — это Чистый Свет.

Вы испытываете разные виды Света. Кто-то увидел желто-зеленый, и подумал: "Наверное это сущность моего сознания". Нет, вы должны четко знать доктрину и знать какие виды света вам следует испытывать.

  • Серебристо-белый свет — это свет Богов мира Страстей;
  • Ярко-красный — свет Асуров;
  • Черный — цвет ада;
  • Зеленый — цвет животных;
  • Желто-грязный — цвет голодных духов;
  • Голубой — цвет мира людей.

Они могут проективно возникать в вашем сознании, либо как один, либо как сразу несколько. Либо это могут быть цвета пяти элементов, либо цвета чакр. И когда вы их видите, один из цветов, который ближе к вам по карме, будет сиять. Если он вам понравится, вы влетите в него. В свете проективно возникнут видения. Войдя в видения, вы обнаружите целый мир и будете там ходить, если это в медитации. А если в Бардо, то эти видения затянут вас в новое перерождение. Вот так происходит перерождение. И ценность этой жизни, всей жизни, всех восьмидесяти лет, только в одном — выбрать правильное видение. Всё. Если неправильно выбрал — все семьдесят лет зря прошли, лучше бы их вообще не жил, понимаете? И прожить нужно так, чтобы выбрать правильное видение. И не только выбрать правильное видение, а выйти за пределы всех видений, контролировать видения, самоосвобождать видения, быть свободным от видений, рассматривать их всех как иллюзию.

И когда вы открываете Пустоту, Природу вашего Ума, то вы начинаете видеть не цвета Бардо, не цвета шести миров Страстей, а более высокие цвета. Это чистый серебристо-белый Свет, — чистый белый свет. Затем вы начинаете видеть чистый золотой свет без примесей. И когда вы осознаете пространство как свет, свое сознание как свет без каких-либо примесей — это следующая ступень.

Итак, вы поняли, что все объекты: деревья, дома, облака, земли, нужно свести к восприятию, к сознанию, к уму. Ум нужно проанализировать и свести к Пустоте, обнаружить его пустотность. Пустоту нужно свести к Свету, к правильному Свету. Если нет правильных наставлений, здесь тоже сложно медитировать. Что означает свести к правильному Свету? Это Состояние Бесконечного Пространства, испытать Белый Свет, Золотой Свет, погружение в черноту, не теряя осознанности, затем прорваться через эти три вида света.

Следующая ступень — Свет свести к недвойственности. Прорвавшись через три вида Света, получить опыт недвойственности, опыт отсутствия субъектно-объектного восприятия, опыт полного растворения субъекта, полного растворения объекта. Это очень великолепная и очень трудная для описания ступень сознания.

Если вы сможете получить эти опыты, свести к недвойственности, и пребывать в недвойственности, пытаясь удерживать это сознание насколько возможно, то ваши заблуждения, все иллюзии, вся Сансара исчезает. И, исходя из недвойственности, нужно начать жить в этом мире, осознавая себя как иллюзорное тело. Это состояние недвойственности даст вам величайшее блаженство, величайшую Истину, величайшее понимание Пустоты.

И когда вы реализовываете все эти состояния, вы можете пребывать в этом сознании, вне зависимости от того, медитируете вы или не медитируете, ходите вы или разговариваете, есть другие или нет других — для вас нет других, понимаете? Вы постоянно в медитации.

Что это такое, когда мы садимся и закрываем глаза? Мы просто пытаемся избежать внешних факторов, раздражителей. Но внутри нас снова возникают образы, внутри нас ходят эти люди, внутри нас все равно есть эти объекты. Выходит, мы пытаемся убежать от самих себя. Но когда вы пребываете в недвойственном сознании, скажите, чем в недвойственном сознании микрофон или столб отличается от человека? Ничем. Вы постоянно находитесь в медитации, вы постоянно в ритрите, вы постоянно в уединении. А энергией вы просто манипулируете, вы просто ей играете. Ничего не доставляет вам страданий, обусловленностей. Это и есть Лила.

Вот такое это величайшее, высочайшее, неописуемое сознание Джняна-сиддхов.

Здесь говорится: "Благодаря зрелости Тапаса, освобожденный при жизни, обретает силу быть неосязаемым, тогда как его форма сохраняется".

Могут проявляться различные сиддхи, когда тело перестает восприниматься на осязание или, когда тело полностью исчезает. Это высочайший уровень погружения, который редко кто в сансаре может испытать — только величайшие из джняна-сиддхов. Но такие сиддхи могут приходить, а могут и не приходить — всё зависит от вашей кармы, от вашего уровня реализации.

Один ребенок с рождения обладал полным реализованным сознанием. Он был обычным ребенком, но он не был обычным ребенком. Однажды, мать его послала на рынок. Когда он вернулся, он сказал, что видел своего дядю. Мать его отругала за ложь, потому что их дядя находился две недели в Кашмире, но когда дядя приехал, он сказал, что видел этого мальчика. Тогда они начали его допрашивать и мальчик сказал: "Так я каждый день там бываю". Они в шок пришли, но он считал это нормальным и просто никому не рассказывал. Он изначально был Нитья-Муктой — освобождённой душой и обладал сиддхами. Сиддхи говорили: "Он рано познал Брахман". Он был уже познавшим Брахмана изначально, но вёл такую неотождествлённую практику игры. И благодаря пребыванию в Природе Ума, он мог проявляться в других местах, в других городах, проявлять иллюзорное тело, а затем возвращаться. А мать, по невежеству, его за это ругала — величайшего Джняна-сиддха.

Итак, мы выяснили, что начать нужно с разотождествления с обусловленностью, и мы осознаём, что все наши действия, все наши поступки, наша жизнь, наш опыт — это обусловленность. Мы ходим обусловлено, мы живём обусловлено, мы говорим об обусловленных вещах, мы думаем на обусловленные темы. Тогда у вас возникает такое сознание: "О, я — падшая личность. Я ничего не могу. Я полностью обусловлен. Я творю новую карму. Я наверное упаду в три скверных мира — точно упаду". У вас возникает такое сознание самоуничижения и мысль о "папа" — греховности. Ну раз я полностью обусловлен, то я ничего не могу сделать.

Если вы обусловлены, то делайте всё — не немножко, а вообще всё, что только можно, чтобы избавиться от обусловленности. Но, конечно, если не можете этого сделать, то не пребывайте в сознании самоуничижения и греховности. Не нужно этого. Не нужно чувствовать себя падшим, лучше пытайтесь развить в себе качества Атмана. Хоть и есть обусловленность, но вы — Атман, и вы внутри обладаете этим высшим сознанием, которое у вас никто не отберёт. Вы — Абсолютное Бытие, Абсолютное счастье и Свобода. Вы находитесь в Сат-Чит-Ананде.

Мы все обусловлены, и мы все родились в грехе. В ведической цивилизации все, кто прошел мимо гарпотхама-самскары — это греховные люди, это шудры — неприкасаемые. Это чандавы. Самскары — это определённый обряд, определённая медитация, которую выполняют муж и жена при зачатии ребёнка. Когда призывается душа высокого уровня, когда совершается возлияние огня, призывание божеств и ребёнок, рождённый в Самскарах, считается чистым, то есть обладающим более-менее духовной кармой. А так как мы все вообще не родились в самскарах, то изначально мы все падшие личности. Что же нам тогда делать остается?

Личность — она всегда падшая, и в ней всегда есть неправильные движения души, всегда есть загрязнения, и вам не нужно на этом концентрироваться. Это не означает, что от этого не нужно избавляться — от этого нужно избавляться насколько можете, но мышление должно быть радостным, позитивным. Концентрация всегда должна быть на радости, на аспекте Ананда. Я — Сат-Чит-Ананда. Я являюсь высшим блаженством. Я являюсь высшим осознаванием — это моё подлинное сущностное сознание. То, что внутри нас — бесконечно, бессмертно, несмотря на различные кармические условия и загрязнения. И это осознавание даст шакти, чтобы избавиться от всех обусловленностей.

Но если вы просто так подумаете: "Я являюсь бесконечным сознанием" и успокоитесь — это тоже неправильно. Здесь нужно как бы лавировать. С одной стороны видеть свои проблемы и избавляться от них, а с другой стороны считать себя Атманом. И эти два пути должны сойтись, потому что путь великих святых — это великий путь. И великие святые шли на великие аскезы, чтобы достичь этого сознания.

Один сиддха медитировал в пещере 60 лет, и придя к нему, Йогананда сказал: "Свамиджи, вы медитировали 60 лет и наверное в совершенстве познали Бога?" Он сказал: "Что? Как можно всего за 60 лет познать Бога?" Понимаете, 60 лет непрерывной аскезы в уединении, а ему было около ста лет...

Но если мы ведём непрерывно практику лилы, неотождествления, практику иллюзорного тела, постоянно погружены в Природу Ума, постоянно погружены в самоосвобождение, то мы медитируем уже сейчас, и нам не нужно думать, что когда-то мы начнём медитировать. Мы прямо сейчас медитируем. Прямо сейчас, если мы занимаем тело в грубом служении, анализируем своё сознание и пытаемся всё самоосвобождать. Если мы принимаем лилу Атмана, становимся иллюзорным телом Атмана, отождествляем себя с таким иллюзорным телом, мы уже находимся в постоянной медитации. Важно этого держаться — не упускать. Это самое важное.

наверх

Copyright © surat0 & taras 2002