на главную
Главная » Конспекты

Thorr

Путевые заметки

Это выборка из дневника за последние пол-года. Здесь ты вряд ли найдешь откровения и открытия. Это описание занятных пейзажей по пути следования в неизвестном направлении. Я старался фиксировать интересные самому себе и на тот момент мысли, хотя сейчас их ценность и интерес мне кажутся сомнительными. Но сам факт фиксации дал определенные плоды. Стал прорезываться слух и нюх в отношении, например, собственного гнилого содержимого, требующего немедленного приведения в порядок и очищения. Стали вырисовываться кой-какие цели в отношении питания, распорядка дня, личной жизни. Если эти записки сподвигнут тебя на подобную практику самоанализа и фиксации наблюдений, возможно, солнце будет светить чуточку ярче.

Зараза

В рассуждениях на тему свободы, поиска истины, я то и дело скатываюсь в обличительные обвинения против обывателей, презрительно отзываюсь о житейских проблемах большинства в терминах: "мышиная возня", "хомяки и суслики", "рой мошкары", "брожение", "гниение", "деградация", … Такая невольная позиция вызвана по-видимому желанием отгородиться от тех, кто несет в себе эти социальные болезни, страхом подхватить заразу, стать таким как все и вариться в этом дурном котле нормальной жизни. Проблема здесь в том, что я, как и многие, страдаю ксенофобией, хочу принадлежать к касте избранных, к элите, представлять из себя нечто значимое. Мне импанирует эта позиция, она дает иллюзию родства с гениальностью. Так я действительно подхватываю заразу. Есть ли здесь какое-нибудь лекарство? Вопрос к читателю.

Решето

Иерархия живых существ построена в виде пирамиды. Внизу на самой широкой ступени находятся совершенно бессозательные существа: камни, растения, черви, трупы, пьяницы. Следующая степень поуже, там живут существа чуть более сознательные: дикие животные, насекомые, рыбы, птицы, мещане, солдаты. Затем ступень еще уже с соответствующим уровнем развития и так далее до демонов, божеств. (будды, видимо, сюда не входят, потому что они свободны и не принадлежат никаким схемам и моделям). Немножко смахивает на 6 миров лока: ад, прета, животные, люди, демоны, боги; но в данном случае модель потрясает своей действенностью и мудростью в силу того что работает очень простая и незатратная схема: селекция экстенсивным методом. Бог берет сырой материал и разбрасывает его на благую почву с некими условиями для роста. "Сырой" — потому что существа еще без каких-либо полезных качеств. Дополнительные условия — это, например, грубые удовольствия, животные страхи, инерционность. Из великого множества наших бесхребетных существ большинство поддается этим условиям и деградируют (или остаются) скажем до уровня червей (это обычная кишка, которая только жрет и срет). А самые неугомонные, которых все не устраивает, которые ищут границы существования, пытаются прыгнуть выше головы, проходят сквозь этот фильтр "суровых" условий (ловушки Мары — это вам не детские игрушки) — это еще похоже на решето — и переходят на следующий уровень. На новом уровне даются новые условия, новый фильтр, который большинство не проходит, а самые прыткие и стойкие пролезают дальше... Дырки все уже, уровни все сложнее, качества самых достойных закаляются. Еще пример: эзотерическая лапша. Падкие до фантиков жадно коллекционируют всякую эзотерику, пополняют словарный запас разными санскритскими терминами в то время, как реально ищущие и находящие смотрят сквозь эти узорные нагромождения и постигают суть. Тоже фильтр. Это ужасно похоже на генетику, опыт выведения новой породы или эволюцию саморазвивающихся систем искусственного интеллекта, где полезные гены (умения) запоминаются и отбираются для экспериментов на новом поколении, пока не будет вывыдена нужная порода (а бракованных экземпляров при этом — 99,999 %. Но Богу на это плевать, биоматериала у него в избытке). Чем больше существ с 0-качествами в начале, тем богаче урожай в конце. Поэтому сетования на засилие глупости, злобы, страха и жадности в обществе не принимаются. И червям с плесенью здесь находится место: они кушают мертвых и гниль, переводят материю в самое примитивное качество: органические удобрения, минералы... А растения питаются этими субстанциями. Так непроходимый тамас плавно превращается в саттву. Красиво! Но это лирика. Так вот, если я потакаю своим слабостям, ленюсь, раздражаюсь, стремлюсь к удовольствиям, придумывая оправдательную философию, то я просто напросто остаюсь на том уровне, где мне и место. Любой шаг в сторону или назад является отсевом, отделением действительно полезных зерен от плевел вроде меня. Высшие миры как-нибудь обойдутся без такого оболтуса как я; им плевать на мои философии. Чудовищная мысль! Но она способна меня встряхнуть. Кстати, вероятно, Яма тоже является своего рода фильтром. Кто-то не может выдержать искушение похотью, обманом, алчностью, гневом и пр. — они остаются на своем уровне. Те кто достойно проходят это испытание — идут дальше.

Пробуждение

В момент просыпания я как-то остро и мучительно осознал, как только что во сне я был совершенно другим, нежели наяву. И я стал анализировать по свежим следам, что именно изменилось. Там я был свободен от некоторых качеств, которые я здесь считаю сугубо своими. Это даже не качества, а омрачения, от которых не так легко избавиться потому, что они лежат очень глубоко, — так просто не углядеть. Так вот, в момент просыпания можно попытаться их ухватить за хвост, сознавая разницу между главным героем сна и мной-здешним. Вместе с этими качествами меняется и мир вокруг: реальность сна отличается от реальности яви в силу наличия/отсутствия омрачений. Серая действительность всего лишь наполнена заботами и ограничениями (некий фон, сопровождающий обыденные действия: одевание, туалет, завтрак, мытье посуды, транспорт, работа, социальные страхи). Убери их из нее и окажешься в самых смелых снах, где, к примеру, можно летать и ходить сквозь стены.
Есть мысль, что характер действия омрачений в обыденной жизни определяется размазанностью самоосознания во времени: я представляю что было и что будет, пережевываю события прошлого и грежу (страшусь) о будущем. Электрическая аналогия: напряжение — это разность потенциалов. Если в настоящем содержится один потенциал, одна скалярная характеристика, а в другие моменты времени (прошлое или будущее) — другой, то касаясь их одновременно, возникает напряжение. Пример: в прошлом я был богат, а сейчас беден, то сравнение этих состояний вызывает сожаление, страдание, самоуничижение, одним словом — напряжение. Допустим, что можно выбрать в окрестности настоящего момента интервал, где настроение не сильно менялось или менялось непрерывно, тогда сжимая интервал, сокращается и разность потенциалов. Математическая аналогия: плотность нормального распределения — колоколообразная экспонента типа e-(x/k)2/k. Чем больше k, тем колокол ниже и размазаннее по оси x, тем больший груз возможных событий прошлого и будущего приходится мне тащить на своих плечах. Только функция выражает не распределение плотности вероятности, а распределение внимательности. Физическая аналогия: принцип неопределенностей. Размазанность по прошлому и будущему означает точное знание о скорости. При этом местоположение (осознание в "здесь и сейчас") плохо определено. Точное знание о местоположении (пребывание в "здесь и сейчас") уничтожает информацию о прошлом и будущем. Процитирую здесь Шакьямуни: "мудрец, пребывающий в покое, не родится, не старится, не умирает, не волнуется, не жаждет. У него нет причин для рождения. Не родившись, состарится ли он? Не старея, умрёт ли он? Свободный от смерти, будет ли он волноваться? Он не подвержен волнению, о чём ему жаждать?" (Дхату-вибханга Сутта - Анализ Свойств). Это к тому, как следует (на мой взгляд) трактовать наблюдение.
Груз прошлого и будущего подобен еще объемной одежде и тогда мои движения напоминают поведение слона в посудной лавке. Я будто ношу чудовищный багаж, тяжелый груз совести, долгов, ожиданий, последствий, короче карму. И ладно бы я там был один, так ведь вокруг еще полно людей, которые возмущаются моими трепыханиями. Или еще аналогия по поводу последних слов: куча мух в паутине. Паутина во всех 3-х измерениях. Нити паутины держат меня благодаря большой силе сцепления (трения). Любые трепыхания и дерганья вызывают страдания и возмущение соседних мух плюс куча шума и выяснение отношений. Для особо нетерпеливых и беспокойных мухи придумали Государство и закон, призванный охранять спокойствие граждан. Чтобы вылезти из паутины, или, точнее сказать, двигаться сквозь нее беспрепятственно, надо обладать проницаемостью и неуловимостью нейтрино. Неуловимый Джо. Бежит по снежному полю, не оставляя следов…

Раджасичная еда

Еда, наполненная качеством раджас очень однотипна. Легко понять, что привлекает в ней раджасичных людей. Жареное мясо, копчености, соленое и пряное, горячее и жгучее, хрустящее, стремительное и яростное — такая еда по душе людям с такими же свойствами. Процесс еды при этом похож на взвинчивание, на сладкую месть. Этот процесс характеризуют эпитетами: "жахнем", "ухнем", "налегай", "уплетай", "трескать", "жрать", "вонзаться зубами", "хрустеть", "хорошо пошла". Эта еда хорошо отвечает внутреннему состоянию раздражительности, возбуждения, гнева, страдания, страсти. Это выход и воплощение соответствующей энергии. А раджасическая энергия проявляется легко и по наростающей, как снежная лавина или цепная реакция. Взять тот же гнев.

Призмы

Наличие какого-либо Бога в мире — суть восприятие через призму измененного состояния сознания. В разных состояниях — свои боги и демоны. В мире винного опьянения царит Дионис или Вакх, в мире чувственности — Эрот или Кама, в мире всепрощения — Христос, в мире марихуаны — Джа, и т.д. Речь не идет об эгрегорах. Боги — это законы построения мира, законы восприятия, вычленения форм и наделение их смыслами, свой базис качеств и сутей. Пространство одно, а базис может быть выбран произвольно, хотя каждый базис однозначно определяет точку пространства.

Эгоизм

Когда дочка стала просить есть, я пошел разводить ей молочную смесь. В течение пары минут, пока я готовил, она истошно кричала, видимо, требуя немедленного удовлетворения своей потребности. В те минуты мир (или я) был для нее жестоким и обходился с ней несправедливо, не отвечал ожиданиям. Я стал проводить аналогию. Любая жестокость (трагедия, счастье) — по сути бескачественное явление, звено в цепи причин и следствий; а эмоциональная окраска проявляется только для пристрастного наблюдателя. Пристрастие вызвано интересом личной выгоды, той силой, что спасает человеческий вид от вымирания. Я точно не знаю, единственный ли это способ спасения — махровый эгоизм — или есть альтернатива. Впрочем "спасение" может быть актуально только на этапе чистого выживания, пока в мире не появляются другие Спасители (Кришна, Будда, Христос), чтоб реализовать смысл возникновения такого вида как homo sapiens, и потом уже с чистой совестью дать людям умереть окончательно. Т.е. пока в мире (в моем или вообще — неважно) нет Дхармы, вовсю работает механизм выживания (страхи, удовольствия, выгода, …); а когда зарождается Дхарма, и раскручивается вовсю, то можно сказать, что люди возникли не напрасно, что жизнь человечества прожита не зря, задача эволюции выполнена, и выживание заменяется окончательным освобождением, последним умиранием. Отбракованный биоматериал уходит в утиль (атомная война, все погибают, уходят на корм бактериям и червям). Еще поясню. Если за всю историю из каких-то людей вырастают боги и будды, то природа не зря старалась с вынашиванием и родами нашего вида; руда принесла самородки. Самородки идут на какие-то высшие цели, руда возвращается земле.

Двойной стандарт

Двойной стандарт проявляется когда идет разрыв между декларацией и реальным положением дел. Например, когда декларируется целомудрие, но в интернете я часто засматриваюсь порнографией; когда декларируется здоровое питание, но я то и дело пичкаю себя булочками, конфетами, позволяю себе изредка выпить пива, поесть креветок, суши, выкурить косяк травы; когда декларируется свобода от негативных эмоций и агрессии, но возникают ссоры и скандалы с женой, иногда до рукоприкладства, и т.д. Если воздержаться от оценок, то такое поведение с большой степенью вероятности ведет к закреплению привычки самообмана, выдавания желаемого за действительное, следовательно остановке в практике. Иллюзорная практика дает иллюзорные плоды.

Проблемы

Проблемы во внешнем мире существуют до тех пор, пока я воспринимаю эти ситуации как проблемные. Точнее, проблема — в восприимчивости и тех связях, которые могут заставить меня дергаться и испытывать негативные эмоции. Здесь 2 фронта работ: борьба с НЭ и работа со связями. Связи могут быть концепциями, по которым я склонен жить и видеть мир. (см. Эгоизм)

Стать другим

После просмотра боевика "Пуленепробиваемый" я почему-то почувствовал в себе необычайную мягкость, спокойствие и доброту. Я таким почти никогда не бываю. Это и значит: перестать быть собой, стать другим, отречься от себя (от своих любимых пороков: цинизма, снобизма, высокомерия, брезгливости, раздражительности…). Когда я полностью стану другим, я перейду на другой уровень (см. Решето). Переход может означать просто попадание в фокус внимания [моего внутреннего свидетеля] — существа другого уровня (восприятие "Я"); т.е. не форма-тело переходит на другую ступень, а сущность; даже не переходит, а рассматривается новая сущность в новом теле. Это очень красивая с точки зрения математики мысль: понятие движения, прогресса и изменения объекта заменятся функцией — f(x), где x — аргумент из пространства форм-качеств-сутей, а f — значение внимания, рассмотрения. Трудно формулируемая мысль. Лучше так: на примере Чайки по имени Джонатан. Переход на очередные небеса столь узок, что приходится оставлять свое тело, имя и все прошлое содержание личности. Можно сказать, что Джонатан прошел туда, заменившись полностью; а можно сказать, что Джонатан остался на земле (в прежнем теле, в прежнем месте, в прежнем (прошлом) времени), а дальнейший рассказ идет о другой, небесной чайке… Прогресс существ не означает, что существа меняются, просто выстраивается полная картина уровней со своей концентрацией существ на каждом. Движется лишь круг от луча фонарика, высвечивая новых персонажей, а кажется что происходит эволюция одного персонажа. Примерно так мог бы видеть ситуацию Бог.

Управляемость

Страхи (социальные, физические) можно убрать, если перестать беспокоиться и привязываться к образу себя. Наблюдать "себя", "свое тело" бесстрастно, без болезненного сочувствия. Даже, если с ним что-то происходит "страшное". В фильме "Пес-призрак …" были примерно такие слова: "Самурай готовит себя к смерти всю жизнь, вместе с тем он должен быть готовым принять смерть в любую минуту. Он то и дело представляет свое тело подвергаемым пыткам, поражаемым молнией, пронзаемым стрелами, разрезаемым на куски, обжигаемым огнем, замерзающим на морозе, терзаемым хищными животными". Такая практика может выработать спокойствие и отсутствие болезненного страха. И еще, в романе Дудинцева "Белые одежды" было что-то похожее: "Забудь о смерти. Поднимись над этим биологическим явлением. Страх смерти — пособник и опора всяческого зла. Отними у зла единственную его силу — возможность лишать свободы и жизни... Помните, как Гамлет, когда его ранили отравленной шпагой...". Человеком можно управлять, когда он чего-то боится (как правило боли и смерти, или по мелочам), либо когда он чего-то хочет (удовольствий) — но это другая тема. Если человек перестает бояться, он становится неуправляемым и неуязвимым

Физические ощущения

  1. Омраченные: сухость в горле, колюще-комом-стоящее-скованное, зачерствевшее ощущение ("кость в горле"). Вызывается беспорядочностью деятельностью, легкомысленной потерей усердия, когда я "предоставлен самому себе" и начиная "расслабляться" и распыляться на кучу дел: посмотреть телек, почитать новости, послушать музыку, помастурбировать, пожевать что попадается на глаза, забить мозги всяким чтивом и т.п.
  2. Озаренные: ощущение подъема чего-то из глубины, вырастания; что-то воздушное, насыщенное, радостное, спокойное. Будто в шее сквозная дыра и через нее течет теплый, мягкий, "мятный" (что-то ментоловое в этом есть) ветерок. Мне нравится обозначать это словом "волнение": в смысле что-то волнующее (напр. дыхание), как игра на каких-то "струнах души". Возможно отсюда и выражение "в зобу дыханье сперло". Бывает от пронзительных фильмов и музыки, после плодотворной беседы или размышления, после врубания в какие-то мудрости, на исходе забот (когда проблемы и желания испаряются или исчерпываются). Есть мысль, что это активизируется щитовидная железа. (К. как-то говорил, что "Боги — это железы внутренней секреции"), но не суть важно. Это просто разные названия для одних ощущений.
  3. Что-то похожее ощущается временами во лбу между бровями (зуд, точечное давление или мягкий ветерок), во рту (с нёба стекает сладковатая "слюна" с еще каким-то тонким ароматом или вкусом, сопровождается ощущением подъема, легкости, свежести), в спине на уровне солнечного сплетения (укол, будто укус насекомого или тот же знакомый сквозной ветер), в низу живота под пупком (ощущение сильно сжатой спиральной пружины, готовой раскрутиться и "выбросить" порцию силы в виде каких-то активных действий).

Соглашения о рельности

Реальность (как качество) каких-либо социально-обусловленных психических проявлений создается благодаря взаимно-добровольно принятому соглашению. Как энергетический вампиризм, гипноз, порча, власть эгрегоров и пр. — все зиждется на вере в силу связи и последствий действий в этой связи. Например, я боюсь ментов потому, что привязал к себе эту протянутую мне ниточку, поддерживаю эту связь и правила взаимодействия своей верой и страхом. Поэтому связь обретает силу и реальность. До тех пор, пока я трачу силы, много сил на поддержание и укрепление этой связи — на образы и картинку наших единственно возможных взаимодействий, менты существует как класс. Если я перестаю питать этого монстра в своем сознании, эту картинку, она исчезнет без следа. Остаются просто комки биомассы, существа в серых одеждах и т.п. Государство, общество, Закон, семья, дети, права и обязанности — это такие же реальные иллюзии, такие же картинки, которые работают во всю мощь и определяют поведение и мышление существ, пока существует вера и страхи, почитание и послушание, преклонение и патриотизм, пока на это уходят все силы.

Активность

Человеческая активность (или жизнь), проявленная во всех сферах, обусловлена наличием и постоянным протоком энергии (например, энергия Солнца: она аккумулируется в растениях и деревьях и высвобождается в процессе горения дров, или в процессе рахложения, пищеварения, усвоения растительных продуктов в организме, запуская процессы кровообращения, поддержания тепла на уровне 36.6°С, и т.п.). Энергия есть, жизнь есть, но куда ее направить, в какое русло? И она направляется в то, что под боком, перед глазами: в поглощение еды, занятия сексом, научно-познавательную деятельность, в войну, творчество, игры, томительное праздношатание, бизнес (под этим словом я понимаю: добывание денег, природных ресурсов, перераспределение т.н. благ между и внутри групп представителей вида homo sapiens), в правоборческую деятельность, в самопознание и исследование возможностей своего тела и ума, … Т.е. целенаправленная деятельность существует не благодаря целям и интересам, а скорее по причине наличия энергии, которая находит выход по мере функциональных возможностей этих живых существ. Как телевизор показывает картинки, магнитофон выдает музыку, кофеварка варит кофе, человек мается — все это благодаря тому, что все они подключены к источнику питания. С этой точки зрения все они живые (либо мертвые (машины)). А разница между вещами и существами (одушевленными и неодушевленными) может проявляться разве что в рефлексии или самосознании, хотя х.з., что это такое.
Другой вопрос: кому нужна эта функциональность, эта работа приборов-организмов? Человек пользуется приборами и делает их время от времени "живыми". А кто делает живыми людей и с какой целью? Допустим, просто с целью посмотреть, позабавиться (как мы включаем телек и смотрим на игру красок и теней). Если это существа более высокого порядка, то и им в свою очередь выдается энергия на данное действие (включить, посмотреть, позабавиться), точнее энергия проявляется в них таким образом. Энергию им могут выдавать существа третьего уровня. Можно продолжать рассуждение до бесконечности, до тех пор пока не захочется вылезти из этой цепи. А может бесконечность мнимая, как кольцо, замкнутая ломаная с вершинами — ступеньками иерархии. А вот что за пределами этого кольца?

Слуга миллиона господ

Все, что окружает человека, наполняет его жизнь и играет какую-либо роль в жизни, по сути заставляет человека прислуживать и заботиться об этом наполнении. Оружие, еда, игрушки, удовольствия, одежда, квартира, мебель, кошки, дети, карьера, мудрость, спорт, книги, машина, деньги — все, на что тратятся силы и жизнь, все что поглощает ум в каждую минуту — это направляющие человека, маленькие диктаторы, которые заставляют его как-то себя вести и мыслить в своих интересах (по мере функциональности). Например, у шоколадки "Пикник", лежащей на прилавке ларька, интерес в том, чтобы ее возжелали, купили, держали в руке, разглядывали обертку, раздевали ее, подносили ко рту, откусывали хрустящие кусочки, глотали ванильно-шоколадную вязкую слюну, чувстовали вялое насыщение… И человек, попав в поле влияния этой шоколадки, послушно выполняет эти безмолвные приказы, не в силах ослушаться. Любимые вещи — очень властные хозяева, равно как и нелюбимые (это тираны, которые действуют методом кнута — вызывают страх и отвращение). Иллюзия личной воли в пользовании и обладании вещами — единственная религия такого человека, его утешение; она необходима чтобы он не взбунтовался, а спокойно продолжал тянуть свою лямку, точнее пук лямок, пока не износится и не будет закопан в землю за ненадобностью; на смену придут новые слуги: этих волонтеров всегда в избытке, как собак нерезанных.
Кто-то ощущает весь гнет бесчисленных зависимостей, кто-то предпочитает не париться на эту тему и живет в кайф. Кто прав? Тот, кто не парится, в чем-то более свободен, поскольку сумма положительных эмоций от ощущения свободы на протяжении жизни у него будет больше, а значит и качество жизни (по ее итогам) выше. Впрочем, эта концепция о суммарных вкладах, качестве и итоге, может быть чистым умозрением и не соответствовать реальности.

Реализм

Боюсь, что корень всех метаний в том, что есть концепция о некой Реальности, отличной от того мира восприятий, в котором я живу. Может ориентироваться в поиске реальности на чувство глубины и силы реализма? Например, меня мало трогает информация о голодающих Африки и сталинских репрессиях. Зато потрясает реализмом ситуация, когда в вагоне метро, в метре от меня хулиган разбивает кулаком стекло двери, и осколки долетают до моего лица. Сила реализма такова, что забывается вся философия, вся мудрость, а остается один страх и жалость к себе — самая что ни на есть реальная вещь на данный момент. Что заставляет меня искать Реальность? Эгрегор правдолюбцев и искателей истины? Такой ответ мало устраивает. Впрочем остается свидетельствовать наличие желаний, импульсов, мотивов и вскрывать их концептуальную и механическую обусловленность. Возможно это приблизит меня к свободе. Таков путь, предложенный Бодхи. Но его путь не только в этом. Там есть еще яростная работа на всех фронтах "личности", работа, которая по плечу лишь тем, кто "с выдающимися способностями". Это такие способности, которые определяют реальную возможность заниматься практикой, а не пасть жертвой лени, сомнений, рассеянности, лишней эмоциональности, жалости к себе, желаний, страхов, …
Мотив поиск Реальности, отличной от непосредственно воспринимаемой сейчас, возможно таков: хочется поверить и увидеть нереальность этого мира, перестать верить в силу его правил, чтоб не играть по ним, почувствовать большую свободу, чтоб стало легче дышать. Например, во сне я могу легко уйти с важного собрания, заговорить с любым человеком на улице, заняться любовью с любой понравившейся девушкой, летать и пр. — все, что наяву вызывает страх и скованность.

Бардо и физическое тело

С детских лет меня преследуют ночные кошмары на одну тему: мертвецы, зомби, куски тела, разложение и гниение. Мертвецы стремятся окружить меня, дотронуться, схватить. Этот страх основан на инстинкте самосохранения и брезгливости. Я боюсь, что моему телу будет причинен ущерб, боюсь стать одним из НИХ, подхватить заразу смерти и разложения. Речь идет о том теле, которое во сне видится моим. Можно ли сказать, что у меня 2 физических тела: одно в кровати, другое в сновидении? Скорее это одна один образ для одной и той же скандхи — набор ощущений физического характера. И все страхи и прочие импульсы точно такие же что здесь, что там, поэтому и делить тела не стоит. Неудивительно, что умершие продолжают считать, что у них есть тела, и они могут испытывать те же телесные ощущения даже при отсутствии физического носителя "в мире живых". Мир Бардо на этом и играет: все страхи за собственное тело: страх смерти и боли — играют сознанием как лодкой во время шторма. Зацикленность на этом теле и трясучка за него — одно из величайших омрачений в мире. (см. Управляемость). По аналогии с прана-майя-коша, можно назвать это тело рупа-майя-коша — иллюзорная физическая оболочка (попросту набор ощущений физ. характера, тогда как самого тела может и нет вовсе). Самый честный подход к познанию: можно свидетельствовать лишь восприятия (есть зрительные ощущения, есть слуховые, тактильные, … но нет глаза, нет уха, нет носа, …). Страх потери целостности, уникальной неизменности носителя — должен быть побежден.

Сомнения

Сомнения — суть разобщенность, разрыв между восприятием и сознанием. Если я что-то делаю по принуждению — например, голодаю и хочу пожрать, значит телом я здесь, а мыслями там, а значит несобран, разбит, размазан, рассеян. Смысл йоги — в соединении. Либо делай все, что тебе нравится, либо полюби все что делаешь (умеренность, аскетизм, спокойствие), но перестань тратить энергию на страдание (жалость к себе) и напряжение.

Гордость

Гордость и чувство собственной важности — суть заблуждения. Придание значимости роли конкретного существа, без учета всех факторов, позволивших ему сыграть эту роль. Конкретный человек (например, я) — не отдельное существо, он включен в громадный механизм. Яблоко зря гордится своей сочностью; это заслуга агронома, Солнца, воды, почвы, червей и бактерий, фундаментальных констант и предпочтений дегустатора. Так же обстоит дело и с ЧСВ.

Пересечение вселенных

Когда вечером я зашел в ванную и стал разглядывать носовой платок на сушилке, то вдруг осознал, что мы с ним мало отличаемся друг от друга с точки зрения мира. На мой взгляд мы отличаемся формами, ритмами активности, инертностью, принадлежностью к разным пищевым цепочкам и только, и лишь. То, что происходит у меня в голове: рождение миров, смыслов, память, рефлексия — это невидимые процессы, "объективно" представляющие из себя движение электронов, бег волновых пакетов (где же тут личность и личная воля, самосознание? хорошая пища к размышлению для читателя), вибрации вакуума — почти такие же как и в других областях пространства (например, в области, занимаемой носовым платком). Просто на данном, тонком уровне организации материи возникает мысль о различии в формах активного существования (моя жизнь богаче и значимее жизни носового платка). Но я вижу лишь форму, некий шаблон, ограниченный моими небольшими запросами к нему (вытирание носа), крошечный кусочек другого мира, случайно попавший в окрестность внимания данной личности, данной вселенной. Как верхушка айсберга, даже может гораздо крошечней по отношению к другой, невидимой своей части. Внимание и сознание, как конус света старинного уличного фонаря выхватывает из окружающей тьмы какие-то веточки и листочки, а самое интересное лежит за пределами этого конуса: деревья, улица, небо. Если бы я мог видеть лучше и дальше, я возможно увидел бы за этим платочком невыразимый и могучий разумный платочище, чудовищное существо из другого (или этого) мира во всей своей красе (см. Слепые и слон). Иногда разные формы активного существования входят во взаимодействие: человек разглядывает носовой платок, или человек знакомится с псилоцибиновым грибом, и тогда происходят дивные открытия, которые так же принадлежат (не принадлежат) миру феноменального, как и сами формы. Не суть. Важно, что сознание, проявленное в мире через эти глаза, руки, уши, мысли, в этом месте — стремится отразить существование, бытие во всей его полноте, красоте, чистоте. Воистину, Вселенная познает самое себя через это тело и сознание, как инструмент познания. У Бога нет других рук, кроме твоих, и нет других глаз кроме твоих.

Чудо

Недавно в новостях передавали, что Папа Римский собирается причислить Мать Терезу к лику святых, и по этому поводу создана специальная комиссия на предмет выяснения фактов чудес в ее биографии. Выяснилось, что одно чудо имело место: кто-то там вылечился от рака с помощью ее страстных молитв. Забавно. Христианские вожди понимают под чудом нечто необъяснимое в терминах официальной естественной науки. На мой взгляд, настоящее чудо — это чудо открытия, чудо понимания, чудо преображения, освобождения от глупостей… Хотел просто сказать: no comments, но не удержался, разжевал.

Вишну Дэв

В начале ноября ездил на ритрит к Свами Вишну Дэву. Свами в очередной раз показал, что бывают школы и Школы, мастера и Мастера. Я прочел это между строк и между слов, когда он говорил какие-то банальности, но взгляд выражал вторые и третьи смыслы. Его речь и взгляд с виду тихие и спокойные — если поймать волну, сражают наповал, как горный водопад. Иногда становилось страшно, что этот поток расплющит меня в пыль; от этих сиддхов всего можно ожидать. Впрочем, если отбросить все страхи, то остается восторг и радость понимания вещей, которые открывает Свами, как шкатулки с драгоценностями: он говорит об искренности, недвойственности, самоисследовании, коконе привязанностей и социальной обусловленности, о запредельных мирах, опытах самадхи… — все становится кристалльно-ясным, а смыслы прорастают новыми измерениями сквозь незатейливую цепочку слов. Кажется, что он озвучивает простыми словами мои озарения на данный момент, или что мы с ним одно. Когда пели мантру — призывание Горокхонатха, вдруг расцвело "воспоминание" каких-то ощущений не то из глубокого детства, не то вообще невесть откуда — восприятие, что мир наполнен силой, радостью, чудом новизны, каким-то гипер-реализмом… Хотелось смеяться от переполнявшей силы. В другой момент, когда ходили по кругу с сознаванием каждого шага и текущего момента, появилось ощущение сжатой энергии явно раджасического толка внизу живота. Она была свернута как пружина в часах, готовая развернуться, сметая моим размывающимся и растворяющимся как вихрь телом все вокруг: формы, смыслы, логику, времена, измерения… Сидячие медитации были особенно трудными: ломило ноги, спину, клонило то в сон, то в голод, то в ярость. Вероятно, полезла грязь из каналов. Сейчас, когда я это пишу, я понимаю, что внимание следовало удерживать на тех моментах, когда было скучно и ничего не происходило. Это и есть лазейка в пространство настоящего времени, откуда можно спокойно работать со всеми омрачениями и бесстрастно внимать озаренным восприятиям.

Прошлое и будущее

Прошлого нет. Есть информация по поводу прошлого, мысли о прошлом, есть т.н. следы (от прошлого), и есть т.н. "озаренные воспоминания" (но не о них речь). Но нет смысла в таком явлении, как прошлое. Термин призван закрепить какие-то умопостроения и схемы мышления. Так же нет и будущего. Все, что непосредственно не воспринимается — суть мысли, тонкие мертвые слепки. Так же нет звезд, миров, фундаментальных констант, будд, меня, тебя, сицилийской мафии, жертв Холокоста, детской порнографии, древней Греции, Южной Африки, канарских островов и президента Путина, но есть информация (которая сродни вере) о всех этих вещах. И в этой информации мы варимся каждый день. Смыслы, мысли, умопостроения, и функция значений, заданная на этом пространстве. Но чистых восприятий — с гулькин нос.

Край

В какие-то моменты я будто оказываюсь на краю пропасти. Кажется, что силы, удерживающие "меня" в привычной ипостаси ослабнут, и я распадусь на кучу кирпичиков, осколков. В такие доли секунды вдруг резко встают вопросы типа: "Кто Я?", "Что я здесь делаю?!", "Что здесь вообще происходит?!". А потом может наступить то, что я называю "всемирным спокойствием": я забываю, как шевелить какими-либо мышцами и не могу пошевелиться, забываю мыслить, будто опускаюсь под скорлупу мыслей и тогда не остается ничего кроме как прислушиваться к ощущениям. При этом меняется общее освещение, становится ярче, свет будто бьет или льется точно сверху сплошной стеной. Т.е. я не вижу глазами этот свет, но ощущаю его источник строго в зените (если тело находится вертикально). Еще бывают частые вспышки-искорки где-то на периферии поля зрения, как правило по левую руку; стоит повернуть голову в их направлении и они пропадают. Это что касается зрительных ощущения. Дальше, обоняние: прозрачный чистый воздух, наполненный свежестью, запах ощущается не в носу, а в горле. Вкусовые: в корне языка скапливается сладковатая ароматная слюна…(см. Физические ощущения).

Паук

Во сне я видел Паука. Это гигантский — 0,5 метра в поперечнике — паук, обитающий на антресоли веранды в моем старом доме. Там же лежат его яйца — мягкие, как гусеницы, комочки зеленого и красного цвета величиной с кулак. Паук ведет себя нагло: не хочет, чтоб его тревожили и вообще ведет себя угрожающе. Видимо, он давно там живет — может он мой ровесник, а может и старше. Но уходить явно не собирается. Я лишь хотел навести порядок в своем доме и залез в те уголки, куда не заглядывал со времен глубокого детства. А за это время там все поросло махровым цветом, пришло в запустение, точнее зажило своей стихийной и кондовой жизнью. Паук что-то говорил о своих планах по освоению всего дома в связи с пополнением, а мне было предложено убираться. Здесь пришли в конфликт 2 фундаментальные концепции: "в этом доме (этом теле, этом сознании, этом месте и его сердцевине) должен быть один хозяин, который может наводить здесь порядок, и этот хозяин — я" и "если вступил на путь отречения, то отрекись от всего: от дома, от себя, от порядка".

Что такое просветление?

На форуме Fog спрашивает, что такое просветление и как оно соотносится с enlightment, нирвикальпа-самадхи, инсайтом и дживан-мукти. В процессе размышления родились версии:
Просветление — понятие из чань(дзэн)-буддизма. У самого Будды встречается термин аннутара-самьяк-самбодхи — полное и окончательное просветление, которое видимо и послужило прообразом этого феномена в дальнейшем развитии учения. На мой взгляд, разные учителя понимали под просветлением разные состояния, почти не имеющие аналогов в мире сансары, но все эти состояния принадлежат пространству озаренного восприятия. Наставники давали ученикам упражнения, которые подталкивали к открытию ясного взгляда на вещи. Ясный взгляд мог например содержать такую мысль: "субъект неотделим от объекта, и вообще оба они — лишь узор на поверхности настоящего мира; вообще все формы и феномены — суть возбужденный вакуум, вихри пустоты". Чаще всего это были озаренные мысли, сродни той, что заставила Архимеда выпрыгнуть из ванны и побежать в голом виде по Афинам, выкрикивая "Эврика!". Это пространство, насколько я знаю, практически не изучено и в наше время делаются единичные попытки систематизировать явления того тонкого мира за пределами здравого смысла и привычной поглощенности в мире форм (см. например: Бодхи "Путь к ясному сознанию"). Такое просветление (просветленные эмоции, желания, физ.ощущения, мысли, распознавания), по сути внезапный кратковременный яркий акт — напоминает вспышку, скачок, разрыв, и сопровождается ощущением свободы, легкости, радости, жизни, настоящего времени. Это самое популярное понимание просветления. Оно и заставляет многих его искать через книги, занятия духовными практиками, прием психоделиков. Действует, как морковка на лошадку или игрушка на ребенка.
В последнее время я решил для себя сформулировать определение Просветлению как процессу. Аналогия — обучение, просвещение, образование, очищение. Т.е. нечто растянутое во времени и являющееся результатом систематических личных усилий индивида, грубо говоря, Практика. Последовательная, терпеливая деятельность. Такой подход позволяет избавиться от многих иллюзий связанных с приобретением неких плодов в виде впечатлений, надежд и прочих феноменов этого мира. Хотя, задняя мысль содержит в себе знание о некоем другом мире, который может быть достигнут в результате практики, но акцент делается на самих усилиях, а не на желанной цели. Это связано с концепцией, которую мне пока не удалось разрушить: страстное желание и стремление к цели делает меня слишком "земным", в то время как мне надоело быть "приземленным". Здесь "приземленный" — значит ведущий животную жизнь, точнее ведомый всевозможными импульсами и порывами отовсюду.
Следующее соображение. Просветление — это миф, фантазия о чуде, вечный недостижимый придуманный идеал. Это сказка для ребенка. И данная формулировка позволяет мне поменьше вестись на разные эзотерические басни, чтоб не распыляться по мелочам. Лучше поменьше обольщаться — это будет более честным подходом к жизни. Честность — один из немногих уцелевших идеалов, который я часто примеряю к себе. (Многие из прежних, таких, как: совесть, благородство, честь, гордость достигнутым, благоразумие, уважение к старости, справедливость, праведный гнев — почти ничего для меня уже не значат).
Иное соображение. Просветление — это вполне реальное освобождение от пут страхов, забот, сожалений, ожиданий, опасений, тревог, обид, гнева — вследствие правильного, мудрого взгляда на эти т.н. "иллюзии", осознание необоснованности прежних страхов, выход из нарисованной мышеловки (которая раньше казалась очень реальной), отказ от запретов и ограничений (есть такой эксперимент. В клетку с 5-ю голодными обезьянами бросают банан. Как только обезьяны бросаются к банану, их окатывают холодной водой из брандспойта.. И так несколько раз, пока они не поймут, что банан трогать нельзя и остаются сидеть на месте. Затем замещают одну из обезьян новой. Как только новая бросается к банану, то опять окатывают водой всех обезьян. Затем снова меняют одну из них на новенькую. Как только новенькая попытается достать банан, остальные сами ее схватят и не дадут ей это сделать. Брандспойт больше не понадобится. Можно постепенно заменить всех обезьян на новых (некупанных) и увидеть, что вновь прибывшим обезьянам эти некупанные не дают приблизиться к банану. Потому что "Так здесь заведено!". Это к слову об ограничениях, которыми пропитана культура воспитания молодого поколения), переступание через силу традиций и глупых табу — все это в случае, если видишь реальные причины явлений, правил, стереотипов, если имеешь ясный ум. В таком контексте и можно понимать освобождение.
Ну и теперь пару слов о самадхи. Боюсь, что моя версия окажется неверной, поскольку я не уверен, что переживал именно самадхи, но все же поделюсь соображением. Я уже упомянул выше о возбужденном вакууме. Это понятие из теоретической физики. Материя (частицы и поля, им сопутствующие) там представляет из себя некий результат обобщения ряда событий в пространстве, которые суть возникновение и исчезновение в вакууме неких образований с некоторой частотой, плюс особенности наблюдения и фиксации этих явлений. Это напоминает кипение воды в кастрюле: на каком-то этапе пузырьки имеют средний фиксированный объем и появляются-исчезают с условно фиксированной периодичностью. У пузырьков нет субстанции иной кроме воды (жидкость+пар) и они не самостоятельны по большому счету, но их можно наблюдать и принимать за некие объекты: есть форма, есть частота (длина волны), есть их взаимодействие друг с другом (слияние, распад на более мелкие), импульс и т.д. Но в метафизическом смысле, это лишь топологические флуктуации: локальные нарушения в общей однородной плоскости — "пустоте".
Практикующий учится видеть основу, на которой возникают все феномены этого мира; вначале учится понимать под объектами — результат работы органов чувств, под желаниями и целями — результат работы инстинктов, тенденций и прочих сил, под мыслями — результат некоего возбуждения, неравнодушия к воспринимаемым формам. Он пытается понять из какого теста все это слеплено: что формирует его "я" и все воспринимаемое. Он догадывается об общей основе для всех феноменов и пытается их успокоить, чтоб увидеть основу, материал, на котором они вырастают складками, пузырями и волнами. И эта основа успокаивается, стирая все различия, все феномены, все восприятия, все представления.

Снежная королева

Это мой любимый мультик с самого детства. Я представлял себя Каем и грезил о Снежной Королеве, которая меня заберет и будет учить всему. Она — мой Наставник и Патриарх :) Она научит, как отказаться от добра и зла, красоты и уродства, страха и ненависти, любви и восторга. Только вечность, свобода, ледяное сердце и взгляд, ясность, безмятежность, одиночество, неуязвимость, непривязанность, безупречность. Путь махасиддхов.

Смерть

Что пожелать самому себе в Новом году? Все привычные пожелания обесценились и превратились в труху. Счастье, добро, мир, семейное благополучие, успехи в труде и учебе, плоды практики и смысл жизни, любовь к человеку — все пустые звуки. С позиции вечности, пустоты (которая мне сейчас ближе родной матери) и ледяного безразличия (которое теплее деревенской печи) никакие сокровища мира не насытят эту бездну. Но сквозь тонкую пелену одиночества и утраты всего, что приносило радость, стало проступать что-то невыразимое, как гора, вырастающая перед носом: вкус естественного состояния и свободы. Я желаю себе смерти, самого настоящего испытания и настоящего перехода во власть реального мира. Перед лицом смерти сметается все ложное и надуманное, обнажается сама жизнь. Смерть — величайший Учитель, из тех кого я знаю (Шакьямуни, Линь-Цзи, Бодхи, Клейн, Дон Хуан, Сурат, Камал… наверняка кого-то забыл). Последний наплыв воспоминаний о прошедшей жизни в момент приближения к смерти — это тот нелепый багаж, который я таскал за собой всю жизнь и слепо дорожил им, а реально я ничем не обладаю (и никому/ничему не принадлежу), что я бесконечно одинок (без этих нелепых костылей) во всей вселенной, но в то же время самостоятелен и серьезен как никогда. Самостоятельность — это падение иллюзии об опоре в лице родителей, друзей, любимых, государства, своего дома, физических законов, Бога. В этом чувстве нет жалости к себе и страха, но есть причастность к чему-то могучему, равнодушному и мудрому. Равнодушное — значит нельзя вызвать к себе жалость, но можно действовать на равных. Могущество — значит я прихожу к этому с полным смирением. Мудрое — значит соучастие и понимание… Конечно, страх тоже лезет изо всех щелей, накатывает волнами, но он смешон и жалок: это и жалость к себе, и возмущение несправедливостью (что вся моя жизнь летит коту под хвост, как гибнут картины великих мастеров во время войны). Надо лишь осознать со всей ответственностью и непреложностью, что я умру. Есть ли что либо прекраснее окончательного ухода! Беда, похоже, в том, что уход не окончательный, что меня еще что-то приковывает к земле (обосновать перерождение). Но лишь перед лицом смерти проще начать жить по-настоящему.

Разрушение концепций

Смысл Джнана-Йоги, в частности того чем я занимался последний год (осознание, осмысление), похоже, в том, чтобы разрушить все концепции. Это поистине удивительная вещь! Знание. В нем заложено самоуничтожение на пике реализации. Любая мысль, будучи подвергнутой анализу, обоснованию, честному поиску первопричин и целей, — разрушается как карточный домик. Сейчас мне становится дико, когда я слышу слова Шакьямуни о всеобщих страданиях, об избавлении от оных, о пути прекращения страданий. Мой личный Будда говорит, что эти слова — откровенный бред. Для ясного взгляда нет страданий, нет людей, нет возможности избавления от страданий. Все эти понятия — проявление ограниченности и эгоизма, медвежья услуга тех костылей, что достались в наследство от троглодитов. Говорить о страданиях, все равно что говорить на полном серьезе об измене и предательстве, справедливости и несправедливости, жестокости судьбы, безвременной (слово-то какое!) кончине, добре и зле… Человеческое, слишком человеческое! Вот, к примеру, боль. Это лишь природный предохранительный механизм, направляющий существо на поддержание целостности своего тела и тел соседей. Или такой грех, как убийство. Это только регулирование численности и оздоровление вида с целью выработки новых качеств для выживания и улучшения породы. Да те же негативные эмоции — это только сигнал для возвращения в более привычное русло, где проще функционировать. Наряду с этим возникают методы самовоспитания и духовные практики, тоже как следствие каких-то регулирующих природных законов. Все эти феномены — элементы бытия, в них нет ничего выдающегося, о чем стоило бы говорить и переживать, наделять кучей эмоций, придавать значения и городить горы. Но человеческие взаимоотношения выросли на этих горах. Хотя, списывать все на природу тоже не хочется. Личная воля и ответственность тоже имеет место, но в каких-то локальных масштабах. Так же как земля может быть плоской в окрестности квадратного метра и шарообразной в масштабах десятков тысяч километров… Слава Богу, что Будда говорил не только о страданиях и пути избавления от оных! Были еще Алмазная Сутра и Сутра Сердца. Там картина проясняется. Тем более еще где-то сказано, что Закон этот подобен плоту или переправе.
Я желаю себе и всем прочим в новом году побольше ударов судьбы, страданий и боли, горя и потерь… Так я проявляю свое величайшее сострадание. Без шуток и сарказма. Я сам боюсь всего этого, но понимаю, что эти ситуации — лучший шанс что-либо осознать, выявить реальные ценности (если они есть), отказаться от всего лишнего; это неизмеримая милость судьбы.

Недвойственность

Разделяющий ум мыслит в полярных терминах. Представление о свободе возникает у лишь у рабов и пленников и сочувствующих им, "свобода" — это слово из их языка для обозначения другой стороны мира. Так же и "мир" — понятие для воинствующих субъектов и жертв войны. Когда из мира (world) уходит война или рабство, то не остается и свободы с миром (peace). Такие утверждения, как: "Свобода — это рабство!", "Мир — это война!", "Правда — это ложь!", "Просветление — это миф!" — очень хорошо отражают это положение о плоскости двойственности или выходе из оной. Это обозначение сферы понятий, замкнутого множества (в математическом смысле), игрушек из одной коробки.

Собственность и личная воля

"Чистый свет разума, возникающий при каждой вашей мысли, как раз и есть Будда в облике Тела Закона в вашем собственном доме…" Я на какую-то секунду почувствовал, что так все и есть. Все сокровища мира не могут быть обретены, кроме тех что имеются. А этот разум в своей основе — и есть те ценности, что выявил Будда. Почему же я смотрю на него и сижу рядом с ним, раскрыв рот, в надежде на что-то? Ничего нельзя получить, но достаточно обратить взор.
Теперь доктрина анатмавады (отсутствие Я) стоит под большим вопросом. По крайней мере, в этом месте есть Дхармакая, точнее может быть увидена. В данную секунду я ее не вижу, но могу сконструировать по свежим следам.
И насчет неприобретения просветления, недостижения махамудры — все это становится ясным, когда видишь, что все приобретения суть умопостроения. Есть ли "у меня" что-либо? Жилье, одежда, документы, образование, знание, еда, жена, дети? Как показать принадлежность и собственность? И нужно ли это? Если вещи меняются, хозяева приходят и уходят на смену друг другу. И, возможно, какой-то более могущественный Хозяин этого тела (которое зачастую видится "моим") на данный час, может стереть его в порошок в любой момент, отдать на растерзание хищников, сбить машиной, поразить упавшим высоковольтным проводом, сжечь в атомном взрыве… Потому и говорится: Это Место, подразумевая временное пристанище, благоприятный набор элементов для проявления разных тел и деяний. В связи с этим, можно пересмотреть понятие личной воли. К примеру, когда люди заводят детей, — это кажется, что они действуют по личной воле. "На самом деле" — это штрихи, элементарные акты бешеного вращения маховика эволюции. Снежный ком, катящийся по склону горы, набирающий массу и подхватывающий новые и новые крупицы. Есть ли стремление и личная воля у отдельных песчинок или даже у самого кома.? Думает ли он о самосохранении или саморазрушении? Или его организация и способ взаимодействия со средой и есть его разум и его "Я"… Сплошные вопросы.

Я и другие

Потихоньку вырисовывается понимание, что это место не более и не менее реально, чем те места, т.е. Я и Другие одинаково реальны (управляемы, значимы). Просто сознание привязано к этому месту в большей степени чем к остальным и воспринимает мир сквозь призму большей значимости этого места. И вот тут выражение "Вселенная (Бог) познает самое себя моими глазами" совсем не кажется романтичным, пафосным; оно отдает сильным вкусом истиности (кстати, сильно напоминает идею о том, что Государство, как живой организм — но более тонкого и могучего плана — защищает свою целостность или пожирает другие государства руками военнослужащих). Насчет одинаковой реалистичности разных мест есть такое соображение. Существование объектов — суть существование восприятия и работы различающего сознания (Бодхи говорит, что это в омраченном варианте. В озаренном виде различающее сознание либо угасает, либо превращается в восприятие Единства). Это существование объектов и можно назвать реальностью, а можно не называть. Любые слова о существовании — только слова. Поэтому и говорится: "ни существует, ни не-существует" что-то там такое… Зато в ["моём"] сознании происходит рождение объектов, отношений, эмоций, нравственности и т.п.
С такой позиции становятся понятными многие вещи, ранее неочевидные и парадоксальные. Вещи могут обладать разумом, у роботов могут быть социальные права, а грибы могут выращивать людей с целью своего самопознания. Как пшеница/свинья/курица думает, что человек заботится о ней, выращивает на огромных полях/фермах/инкубаторах, откармливая всякими сытностями, и человек тоже чего-то там думает: в результате они друг друга кормят. Человек живет в симбиозе со всеми существами, которых он выращивает. Вот и семья — тоже пример симбиоза двух (или более) существ: кормят друг дружку, делят горе и радость, ищут взаимопонимание. Вроде все здесь развивается в соответствии с Дхармой, с Таковостью, но почему же йогам и монахам показано жить в уединении, оставить семью?

Самостоятельность

Только что шла речь о семье, и о взаимопонимании. Что это такое, взаимопонимание? Это соглашение о значимости и значении событий внешнего мира. Когда хочется с кем-то поделиться радостью, печалью, открытием, болью — это значит, что я в одиночку не уверен в значимости некоего события, но желаю чтоб другие поддержали меня в оценке. Так в процессе соглашения идея (о радостном, печальном, значимом) может окрепнуть и обрести плоть. Но почему человек хочет сделать идеи твердыми и плотными, почему бежит от зыбкости и эфемерности оценок и смыслов? Почему родители так настойчивы в выработке у детей четких понятий и здравого железобетонного смысла? Неужели так проявляется творческое начало в человеке, желание творить новые миры и формы! О, Шива-разрушитель, где же ты, почему я не вижу тебя! Впрочем, оставим лирику. Ощущение реалистичности, видимо, означает склонность отказываться от иллюзий, от призрачных миражей; лучше уж их сделать прочными, сделать сказку былью. Когда есть уверенность в правильности оценки события, — если со мной соглашаются много людей, — это означает, что мы идем верной дорогой, что мы не попадем в тупик, в неизведанное. А вот опора на пустоту — это отказ от опор в виде любимых, родных, общества, законов, праздников, страданий, ударов судьбы, потерь, приобретений, правил этикета, табу, мнения окружающих, поводов для обид. Это небоязнь быть взрослым, быть самостоятельным.

День Брахмы

День Брахмы — это время возникновения форм, время восприятия, время осознания. Например, это может быть периодом жизни отдельного человека (~ 80 лет), временем существования человечества (~ 100 тыс. лет), временем существования органической жизни на Земле (~ 3 млрд. лет), а возможно это время, когда я просветлен — время ясности, блаженства, единства, пустоты, устремленности (вопрос на засыпку: что это я только что перечислил?). В любом случае мне несказанно повезло: я родился человеком, я застал День Брахмы, значит могу проявляться, сознавать, просветляться. Это ж просто кубометр шанса, если не гора (о каких же кубических сантиметрах говорил Дон Хуан?). Соответственно, Ночь Брахмы — это время небытия, время между возникновениями вселенных, время бессознательного существования, время невосприятия, время моего сна без сновидений и осознания. А ведь кто-то спит днем, превращает день в ночь…

Проходной двор NEW 30.01

Нисаргадатта Махарадж советовал задуматься над вопросом: "Кем (чем) вы были до вашего рождения?" Если взять тело, то истоки его — в семени отца и яйцеклетке матери. Но и эти клетки не существовали всегда, а возникли из молекул белков, жиров, углеводов, еще каких-то органических веществ, минералов, солей, воды, тепла — как результат взаимодействий РНК-цепочек с аминокислотами, как порождение ферментных устойчивых гипер-циклов и т.д. А "мое" тело — тоже своего рода проходной двор для веществ, энергий, образов, структурирующихся каким-то хитрым образом в этом месте.

Это тело похоже на водопад: вроде бы устойчивая форма, но элементы, составляющие ее, быстро сменяют друг друга. Что же тогда есть Я? Формообразующие правила, самосознание пробудившееся на носителе из плотных форм? "Ешьте хлеб! Это плоть моя. Пейте вино! Это кровь моя" (© И.Х.). Поток и бурление вещества, и никакой надежды вычленить что-то обособленное. Не Единству ли учил Христос?

Подобным образом происходит накопление и разброс знания. Мудрость всего человечества, весь исторический опыт, сжатый и отточенный, нашедший компактные и эффективные формы — доступен мне; он переполняет эту голову по мере вместимости, и истекает дальше, к другим существам и поколениям. Но что есть Я? Только место и передатчик этих потоков. Кто-то там говорил про передачу негасимого светильника (надо бы перечитать Алмазную сутру) из рук в руки.

Вакуум NEW 30.01

Аскеза — это ограничение себя в благах. Я как бы создаю вакуум, область низкого давления в пространстве благ. И если дверь материального источника перекрыта, то блага начинают врываться в окно духовных переживаний. Создание разности давлений для движения энергии с целью, например, продолжения жизни, локального роста упорядоченности — сопровождается общим усилением беспорядка. По второму закону термодинамики общая энтропия системы растет. Если художник создает шедевр, то в мастерской буйным цветом растет творческий беспорядок. Когда зарождается новая жизнь, например, ребенок человека, вокруг воцаряется невиданный хаос: горы отходов, смерть тысяч живых существ (начиная от растений и животных идущих в пищу матери, и кончая многочисленными бактериями, грибками, насекомыми, которые безжалостно уничтожаются в целях наведения чистоты жилища и тела младенца), тонны какашек и грязи (убранной подальше от глаз — в мусоропроводы, канализации, закопанные в землю, сожженные и рассеянные в атмосфере). Порядок и красота покупается по завышенной цене. Надо подходить мудро к выбору средств выражения. Некоторые средства манят своей доступностью, легкостью использования, быстротой и мощью результатов. Например, ПАВ — психоактивные вещества (домашнее задание: посмотреть состав любого моющего средства), вещества, изменяющие сознание, дающие знание и божественное зрение. Но отходов и беспорядка вокруг может оказаться тем больше, чем интенсивнее и сильнее это средство выражения. Беспорядок может проявиться в социальной неадекватности и замкнутости экспериментатора, обрыве многих связей передачи материальных благ, в т.н. деградации личности, когда сознание переполняется чувством бессмысленности и тщеты всего сущего. Это хоть и великое знание, но оно и разрушительно для таких слабых духом существ, как я, как обычные люди. Вынести тяжесть Пустоты и одиночества дано не каждому. Лучше сидеть на своем месте, и ни о чем не задумываться, вариться в привычных смыслах, зарабатывать деньги, обустраивать квартиру бытовой и аудио-видео-техникой, заниматься сексом, пить пиво с друзьями, лечиться от простатита, быть достойным представителем вида homo erectus; и тогда, глядишь, и хаоса в мире будет меньше, мир будет процветать, и будут рождаться бодхисаттвы, выросшие на хорошо удобренной нами почве.

Вот, йога и буддизм тхеравады — это другое дело. Там речь не идет о самосовершенствовании любой ценой. Там речь идет об умеренности и успокоении, о торможении буйных жизненных потоков в виде искушений, желаний, страданий, размножений. Повышение осознанности и порядка происходит очень аккуратными и осторожными способами.


Январь 2004 г.


наверх

Эзотерика - заочное обучение Copyright © surat0 & taras 2002