на главную
Главная » Конспекты » Конспект №1

14. Эволюция логики

Две стороны – не слишком ли мало для одной монеты?


Логика – это индивидуальный способ понимания мира человеком. До сих пор мы рассматривали так называемый "вирусный" вариант логики и концепции, предлагающиеся в качестве ее объекта. Какую логику мы при этом использовали, это вопрос к вам. Я убежден, что ничто так не способствует развитию понимания, как попытка понять, как это понимание работает. Поэтому я хотел бы сделать краткий экскурс в историю логики, чтобы вы могли определить, какой способ понимания доминирует в вашей голове, или же узнать перспективы развития этого способа.

Примечательно, что в этой эволюционной цепочке каждый более совершенный алгоритм понимания включает в себя или даже базируется на предыдущем, менее совершенном и более простом. Каждая новая логика становилась лишь дополнением старой, поэтому речь идет именно об эволюции как о постепенном и естественном развитии, а не о революции, в результате которой мы получили бы нечто принципиально новое.

Итак, первой логикой, о которой можно говорить с чистой совестью, что это именно логика, а не "поток сознания", была так называемая формальная логика. В чем ее суть? Рассмотрим это на простом примере. Представьте, что вас уволили с работы, ваш дом сгорел, семья развалилась и вы обанкротились. Все это вас очень расстроило, вы это подметили и сказали себе: "Оказывается, бытие определяет мое сознание!". Но допустим, вы расстроились настолько, что взяли в руки автомат и стали палить по случайным прохожим. Вы видите вокруг себя горы трупов и понимаете: "Оказывается, мое сознание определяет бытие!". Так работает формальная логика.

Разумеется, такая логика вас не удовлетворяет, потому что не отвечает на вопрос – все-таки бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? Тогда вы долго думаете (время-то у вас есть – вам дали пожизненное) и рождаете новый способ понимания – логику обратной связи. Вам становится ясно, что бытие определяет сознание и сознание определяет бытие одновременно и иногда в равной степени.

При этом никак нельзя сказать, что здесь первично, а что вторично. Вопрос: "А почему, собственно, нельзя?" подталкивает вас к открытию третьего способа понимания – диалектической логики. Вы просекаете, что бытие и сознание являются взаимоопределяющими, прежде всего потому, что они вовсе не отдельны друг от друга и, более того, являются различными аспектами некой единой системы.

Когда же вы начинаете напрягаться по поводу этой системы, вы получаете четвертый способ понимания, который на сегодняшний день является последним звеном в цепи логической эволюции. Это метод качественных структур (автор – Игорь Калинаускас). Каков его принцип? МКС рассматривает явления как диалектические единства четырех аспектов:

  • субстанциональный аспект;
  • функциональный аспект;
  • аспект связи;
  • аспект координации (далее – точка координатора).

Субстанциональный аспект – это материальная база таких явлений, например, как бытие или сознание. Ваша расстроеная нервная система, сгоревший дом, автомат в руках и лежащие вокруг трупы – все это и есть субстанциональный аспект бытия и сознания в данном случае.

Функциональный аспект здесь представляет собой законы бытия и сознания. Если поджечь дом, он сгорит, если дом ваш собственный, вы огорчитесь, если огорчитесь достаточно сильно, то начнете стрелять, если попадете в кого-нибудь, он умрет, а если он умрет, то вас посадят – все это функциональный аспект.

Аспект связи – это то, что позволяет бытию определять сознание, а сознанию определять бытие, разрушая изоляцию между ними. В данном случае это ваша способность воспринимать окружающий мир и способность мира воспринимать вас – умирать от ваших выстрелов и сажать вас за решетку.

Точка координатора – это то, что позволяет одному из вышеперечисленных трех аспектов доминировать над остальными двумя. Эта точка весьма подвижна и именно ее подвижность позволяет поочередно бытию определять сознание, а сознанию – бытие. Если бы точка координатора "зависла" на чем-то одном, наш сюжет был бы гораздо беднее. В данном случае такой точкой является ваше самосознание. Когда вы отождествили себя со своим домом и любимой работой, точка координатора сделала доминирующим субстанциональный аспект. Когда же дом сгорает, а работа пропадает (разрушение субстанции), точка координатора перемещается в функциональный аспект и вы начинаете палить в кого попало. Если бы вы осознали в полной мере аспект связи, ничего этого бы не случилось, поскольку видение аспекта связи открыло бы вам единство сознания и бытия, в котором любое разрушение является саморазрушением.

Аспект связи трудно отделить от аспекта функционирования, так как различие лишь в векторе функционирования системы (к себе или от себя). Аспект функционирования подразумевает лишь такое функционирование системы, которое определяет ее как отдельную и целостную, тогда как аспект связи представляет собой функционирование системы, которое разрушает ее целостность и определяет ее как часть метасистемы. Фрейд в свое время рассматривал психику как субстанциональный аспект, влечение к смерти (танатос) как функциональный, влечение к удовлетворению (эрос) как аспект связи, и либидо – как точку координатора.

На этом же основана и теория эволюции. Если в системе доминирует аспект функционирования, система замыкается и работает на себя до тех пор, пока не истощится энергетически и не погибнет. Если доминирует аспект связи, система усложняется до тех пор, пока не утрачивает равновесие, и опять-таки разрушается. Поэтому эволюция подразумевает, прежде всего, расширение точки координатора, т.е. равномерное развитие всех трех аспектов. На примере эволюции логики это выглядит следующим образом. Субстанциональный аспект логики – мыслеформа, язык. Функциональный аспект – ее законы и принципы, по которым мы можем отличить формальную логику от диалектики или МКС. Аспект связи – это любая непонятная информация, с которой мы не можем совладать при помощи имеющихся логических алгоритмов. Точка координатора – степень необходимости понимания. Если эта степень невелика, то доминировать будет аспект функционирования, а понимание будет жестко обусловлено той логикой, которая уже имеется в нашем распоряжении. Если доминирующим будет аспект связи, то произойдет информационный взрыв, мы запутаемся и ничего не поймем. Перевес субстанционального аспекта заведет нас в терминологические дебри, тогда как пренебрежение им спровоцирует такие забавные фокусы, как подмена понятий и семантические парадоксы. Но если мы следим за языком, сохраняем последовательность в логике и не боимся разрушить привычные шаблоны своего мышления и устаканившуюся картину мира, эволюционный переход на новые уровни понимания становится закономерным и неизбежным.

Если вы заметили, только что мы рассуждали именно о том способе рассуждать, при помощи которого мы только что рассуждали. Если не заметили, отыщите этому причину, используя метод качественных структур. Куда же вы подевали эту проклятую точку координатора?

Назад Вперед
наверх

Copyright © surat0 & taras 2002