на главную
Главная » Практика » Путь к Ясному Сознанию

Устранение негативных эмоций

1. Логическое рассмотрение концепций
2. Работа со списком аргументов и контраргументов
3. Рассеивание концепций – результат искреннего свидетельства о наблюдениях
4. Метод перекрестного допроса выявляет скрытые абстрактные концепции
5. Перечень абстрактных концепций. Пример логических проиворечий 6. Метод воспоминания личной истории
7. Метод прямой реализации
8. Негативные оценки
9. Тренировка в особо сложных условиях
10. Концепции обеспокоенности
11. Концепции, связанные с характеристиками нашей личности
12. Устранение ментального яда
13. Критерий завершения работы с конкретной концепцией
14. Ясный свет Ума
15. Событийная шлифовка свободы от концепции


Для начала концепцию надо сформулировать, например: "Если в результате моей практики мои родственники испытывают страдание, то так нельзя делать – нельзя становиться причиной страданий других людей". После этого надо подвергнуть эту концепцию сомнению, и спросить себя – "Почему это так? Разве это я причиняю им страдание? Разве это не они сами причиняют себе страдания тем, что имеют какие-то ожидания на мой счет?" На это возражение наверняка найдется еще какая-нибудь мысль типа "Да, они имеют ожидания, и это их несовершенство, но совершенно необязательно причинять им боль – можно научиться так жить, чтобы и они остались довольны, и я занимался своей практикой". На это можно снова возразить, что вокруг нас слишком много людей, которые от нас непрерывно чего-то хотят, и буквально каждым своим действием мы непрерывно кому-то "причиняем" страдания, что не существует способа избавить человека от страданий, потому что он в любом случае будет страдать. Моя мама может потребовать, чтобы я соблюдал 50 правил и 100 условностей, и я даже могу поставить эксперимент и делать все так, как она хочет, но все равно она найдет способ испытать недовольство и разочарование – она просто не может жить иначе. И тогда в 50 правилах будут созданы 200 подпунктов, несоблюдение которых у нее вызывают раздражение, недовольство, беспокойство и прочее. На это возражение можно найти еще какую-то мысль, поддерживающую концепцию и так далее. Первичное логическое рассмотрение концепции с выявлением как можно более полного списка аргументов, контраргументов, контр-контраргументов и т.д. является совершенно необходимым. Каждая исследуемая концепция должна предстать перед нами в виде своей краткой формулировки и в виде подробного списка аргументов и контраргументов. По возможности надо проводить беседы с другими людьми – наверняка у них найдется куча незамеченных нами аргументов "за" и "против".

В результате такого исследования концепции мы увидим, что строго логически мы не можем ничего доказать – ни того, что есть основания для чувства вины, ни того, что их нет, но тем не менее мы увидим, что в отношениях с людьми я по-прежнему испытываю чувство вины за то, что являюсь причиной их страданий, то есть живу так, словно моя виновность является доказанной. Этот вывод необходимо зафиксировать: итак – я понимаю, что это чувство вины не имеет под собой никаких оснований, но продолжаю жить так, словно эти основания есть. Далее необходимо устроить штурм концепции, но штурм этот не имеет ничего общего с тем, как мы штурмовали негативные эмоции. Этот штурм осуществляется так: каждые 10 минут я возвращаюсь к этой теме. Я беру свои записи рассуждений и смотрю на них – словно издалека, не вдаваясь в детали, и "вспоминаю" свое понимание того, что для чувства вины нет оснований. Если у меня снова возникают сомнения на этот счет – я снова внимательно начинаю смотреть на свои рассуждения, читать их подряд, дохожу до конца и тогда снова начинаю понимать – да, нет оснований для чувства вины. Если в результате просмотра своих рассуждений я нахожу какое-то слабое звено, я начинаю рассматривать его более подробно. После того, как я снова прихожу к ясному пониманию того, что нет оснований для чувства вины, я снова заглядываю в себя и отдаю себе отчет в том, что продолжаю жить так, словно эти основания есть. Проще всего вспомнить какую-то наиболее острую историю такого рода и снова пережить это чувство вины.

Итак – перед тем, как пойти дальше, повторяю всё это еще раз, но кратко: метод заключается в том, чтобы как можно чаще добиваться с помощью поверхностного или тщательного просмотра записей хотя бы рассудочного понимания того, что нет оснований для чувства вины, после чего отдать себе отчет в том, что чувство вины все равно появляется.

Такое упражнение надо повторять как можно чаще. Можно выбрать себе для штурма 2-3 дня, и полностью посвятить их этому упражнению, и проводить его каждые 5 минут. Суть метода заключается в том, что мы повторяем и повторяем это упражнение пока не посинеем, после чего все равно продолжаем. Когда это упражнение будет повторено 100 раз, или 1000 раз, в очередной раз начиная выполнять это упражнение мы вдруг увидим, что чувство вины не возникает, а возникает ясность, что для него нет оснований.

Возможно, что при логическом рассмотрении аргументов на каком-то этапе найдутся такие доводы, которые вызовут в нас сомнение. На них у нас не найдется контраргументов, и ложность их для нас будет неочевидна. Такие аргументы нужно:

  • зафиксировать в явном виде
  • жить далее с осознанием того, что такие аргументы есть, на которые нам пока нечем возразить, относительно которых у нас нет ясности
  • стараться попасть в такие ситуации, в которых жизнь сама расставит акценты в этих аргументах.
  • периодически возвращаться к этим аргументам и рассматривать их снова. В один прекрасный момент мы обнаружим, что искомая ясность появилась.

Обращаю еще раз внимание: я говорю здесь не о каком-то последовательном опровержении концепции – строго говоря сделать это невозможно, как невозможно и доказать ее. Я говорю о выяснении для себя такой позиции, в которой бы ты чувствовал вкус гармонии. Одному человеку достаточно подумать: "я ничего не должна своему мужу – если он ревнует меня – то прежде всего это его болезнь, и он должен начать что-то сам с собой делать, а если он патологически боится за меня, и в результате становится для меня тюрьмой – это его болезнь, и нельзя потакать ему в этой болезни", и позиция эта покажется совершенно ясной и естественной, то вопрос с логическим рассмотрением концепции будет для этого человека закрыт. А для другого человека это будет не так, он будет сомневаться – прав ли он в своей позиции, значит ему нужно продолжать этот анализ. Ощущение гармоничной позиции в отношении какого-то вопроса может меняться, поэтому возврат к анализу концепции может быть проведен неоднократно, и степень своей несвободы будет раз за разом уменьшаться.

Здесь нет никакого самовнушения. Наша практика – это практика искренности, а не самовнушения. Всё, что мы делаем – мы просто свидетельствуем о том, что воспринимаем, и не додумываем того, чего не воспринимаем. Мы выявляем этот странный парадокс – нет оснований для вины, но вина есть – и просто смотрим на него, просто вытаскиваем его на свет божий и смотрим на него. Смотрим на него много раз. Когда солнце рассеивает туман, то рассеиваются и призраки, порожденные этим туманом. Мы можем предположить, что некая имманентная (то есть внутренне присущая) вниманию сила рассеивает иллюзии, рассасывает опухоли. Но так это или иначе – не имеет в общем никакого значения для нашей задачи, потому что для нас важно иное – этот метод – действует, и призраки рассеиваются. Мы можем сколько угодно смотреть на свой кулак, щупать его, облизывать, тыкать им в стену, но от этого ничего с ним не произойдет – кулак останется кулаком, и именно это наблюдение мы и кладем в основание утверждения, что кулак существует именно в указанном смысле слова. Если мы долго будем смотреть на фантом, возникший в тумане, а еще лучше – подойдем к нему и пощупаем, то фантом исчезнет, и именно это наблюдение мы кладем в основание утверждения, что фантом этот не существует в указанном смысле слова. То же самое и в нашем опыте. Мы просто фиксируем это странное явление – рассудочных оснований для вины нет, а вина – есть. Мы осознаем это 100 раз, а на сто первый мы вдруг переживаем освобождение – нет больше вины! Нет оснований для чувства вины, и чувства вины.. тоже нет. Такой итог я и называю результатом практики рассеивания концепций. Именно это наблюдение и дает нам основания для вывода о том, что концепция – иллюзорна.

К примеру, мы можем сесть и обдумать наше переживание безмятежности. И мы быстро придем к выводу, что точно также нет никаких рассудочных оснований для того, чтобы оно возникало – но оно есть. Мы можем точно также 100 раз наблюдать это противоречие, но результат будет совершенно иной! Переживание безмятежности начнет развиваться, расширяться, усиливаться и т.д. Именно это наблюдение и лежит в основании нашего утверждения о том, что безмятежность – это не фантом, это нечто реальное в указанном смысле этого слова.

Работа с абстрактными концепциями практически тождественна работе с обычными концепциями – фиксация того, что есть. Я говорю себе: "Да, я не имею доказательств того, что я неизбежно умру, и что эта смерть будет прекращением вообще всего". Далее я смотрю на себя и свидетельствую: "Но при этом я живу так, словно верю в справедливость этого". Сопоставили эти два факта – и вперед – по новой – все снова. Обычный штурм по рассеиванию концепций.

Есть, правда, один не очень прямой способ проверить – рассеяна в тебе абстрактная концепция, или нет. Метод этот я называю "перекрестным допросом". Основан он на следующем: дело в том, что если мы спросим человека – верит ли он в то, что есть прошлое, настоящее и будущее, то он может сказать – "нет, не верю". Но при этом жить и вести себя он будет так, словно верит в это. Если начать с таким человеком вести какой-то интенсивный словесный диалог на какую-то тему – значимую для него или незначимую – неважно, главное, чтобы этот диалог был интенсивным, быстрым и не оставлял ему время на неспешное обдумывание того, что он говорит – а потом прокрутить запись этого диалога, то можно обратить внимание, что фразы, которые он произносит, как бы подразумевают неявно, а чаще даже явно наличие прошлого, будущего и настоящего. И это и будет доказательством того, что в нем жива абстрактная концепция. Тему разговора и вопросы можно продумывать заранее, ориентируя их на выявление конкретной абстрактной концепции. После чего сесть и вдвоем-втроем начать мучить испытуемого непрерывными вопросами, а испытуемый старается отвечать быстро, не задумываясь глубоко.

На вышеприведенных примерах я показал, как абстрактные концепции обнаруживают свою несостоятельность при пристальном аналитическом рассмотрении. Если у меня будет соответствующее настроение, я попробую создать список наиболее распространенных и наиболее важных абстрактных концепций нашего времени. Подробное их рассмотрение лучше вынести в приложение к книге – в "Сборник статей", поскольку в ином случае книга будет сильно загромождена.

То, что приходит в голову в первую очередь: есть изменение, есть неизменное, есть начало, есть конец, есть просветление, есть омрачение, есть субъект, есть объект, есть живое, есть мертвое, есть одно, есть другое, есть существование, есть несуществование, есть сознание, есть бессознательное, есть активное, есть пассивное, есть я, есть ты, есть целое, есть часть, есть прошлое, есть настоящее, есть будущее.

Приведу пример логических противоречий, вытекающих из абстрактных концепций. Зададимся, к примеру, вопросом: "Когда человек меняется – он становится другим, или же остается тем же?" Ну в высшей степени простой вопрос, не правда ли? Один человек уверенно скажет – "Конечно, это остается тот же человек, только измененный". Другой так же уверенно ответит: "Ну конечно же он становится другим – он же изменился". И оба будут чувствовать себя вполне уверенно, отвечая таким образом. И на этой их уверенности взрастут иные концепции – смешанные и прикладные. И эти концепции породят эмоции, желания, и в конечном счете – страдания и омраченные состояния. Давайте рассмотрим этот вопрос внимательно.

Итак, предполагаем, что человек становится другим. Ведь в самом деле – что значит человек изменился? В его "голове" другая мысль, его эмоции сменились, его тело изменило положение, и более того – изменился уже и химический его состав, какие-то молекулы покинули его, а какие-то появились и т.д. То есть в самом деле – какой бы атрибут человека мы не взяли – он меняется практически непрерывно. Мы знаем, что даже внешность у человека меняется со временем. В 10 лет он один, а в 20 другой, и это изменение не происходит скачком, стало быть оно происходит постоянно по чуть-чуть. Но если человек становится другим – тогда получается, что к цели стремится один, а достигает ее другой? Ложку ко рту подношу я, а попадет она в рот другому? А разве не есть изменение вообще все, что происходит? Дыхание, мысль, проблеск эмоции – все это изменение. Непрерывный взаимообмен молекулами между моим телом и окружающей средой – это ведь тоже изменение, пусть незначительное, но изменение, и если в результате изменения я становлюсь другим – измененным, то получается непроходимый тупик. Далее – какой вообще смысл что-нибудь делать? Куда-нибудь стремиться? Все равно результат коснется уже другого человека. Удача придет к другому, неудача придет к другому – нет смысла делать вообще ничего, потому что "я сам" уже никакого результата не получу, да и тот, кто его получит, уже им не воспользуется – это опять будет какой-то другой человек, который "влезет" в мою шкуру и из нее будет говорить, что "это я". Вывод кажется, мягко говоря, несколько абсурдным, не правда ли? Допустим, некто скажет – ну да, все так и есть. Ничего странного – в самом деле так и есть. Тогда этого человека мы спросим – а зачем же ты продолжаешь что-то делать, к чему-то стремиться, если ты понимаешь, если результат тебя все равно никаким боком не коснется? Он может ответить – а мне наплевать. Мне не жалко. И тогда мы этого человека призовем к искренности, и скажем – почему же ты исповедуешь двойной стандарт? Тогда во всем веди себя так. Когда кто-то будет брать твои деньги, вещи – оставайся таким же спокойным, как если бы они остались "у тебя", потому что в обоих случаях они достаются кому-то другому. И человек увидит, что в самом деле его поведение отнюдь не соответствует его воззрению. Многим людям и это будет безразлично – так же, как им безразлично, что они испытывают негативные эмоции – но вообще эта книга предназначена для тех, кому не безразлично – как жить. Поэтому если ты тот, кто стремится к искренности, то двойной стандарт в поведении тебя должен насторожить. Вообще вся эта история с измененным человеком пахнет как-то странно.

Хорошо, теперь допустим мы поняли, что предположение о том, что человек становится другим, не совсем верное. Человек конечно остается тем же самым. Но тут совсем странно. Если он остается тем же самым – на кой черт вообще тогда все? Что ни делай или не делай – я останусь тем же самым...

Как правило, на этом этапе человек, которому задается такой вопрос, начинает переживать странные ощущения. Некоторая степень истерического беспокойства. Ну хорошо, тогда в самом деле мы видим, что ни тот ни другой вариант невозможен. Давайте тогда скажем, что человек остается самим собой, но измененным. Сформулировав такую мысль, наверняка вопрошаемый почувствует облегчение – ну вот, все объяснено. Итак – я остаюсь тем же, но измененным. Тогда спросим себя – что остается неизменным, а что меняется. Мы уже видели совершенно ясно, что абсолютно все, что бы мы ни взяли – все это меняется безусловно, несомненно. Мысли, эмоции, ощущения, само тело, внешний облик, желания – все меняется непрерывно и неизбежно... а что же тогда остается неизменным? Что? Ответ, пожалуй, будет один – остаюсь неизменным "я". Я. Я остаюсь неизменным. Или мы можем сказать, что какое-то внутреннее "я" остается неизменным, или дух, или душа – кто что придумает. Допустим так – не будем пока рассматривать саму идею о том, что есть некое сокровенное "я" – пусть оно есть. Тогда получается, что все мысли, эмоции и т.п. – это словно "одежда" для нашего неизменного "я", не так ли? И возвращаемся снова к вопросу – так зачем же тогда вообще всё? Неужели смысл нашей жизни состоит в том, чтобы менять на себе одежду? Ведь наше "я" то остается неизменным – хоть небо упадет на землю, хоть наше тело умрет или станет красивым, а наш ум тупым или острым, станет ли наша жизнь кошмаром или сплошным удовольствием – все равно наше "я" остается неизменным! Есть ли смысл в том, чтобы жить для чего-то? Изменяемое изменится, а неизменное останется неизменным – для чего жить? За что цепляться? И кроме того – что это за "я" такое – где оно? С чего это оно такое неизменное? Разве в мире вообще есть что-то неизменное? Меняется все, что только мы можем охватить взглядом, мыслью, чувством. "я" – это какой-то фантом, да и какая разница, если этот фантом все равно каким был, таким и останется независимо ни от чего?

Мы пришли к безнадежному тупику. Мы видим, что неизбежно фатальное противоречие. Впрочем, тут самое время вспомнить о переживаниях. Любовь, чувство истины – это же не эмоции и не тело, но... нет, и тут нет выхода – все эти переживания уж никак не неизменны, да и вообще – подумав здраво, бессмысленно, конечно, искать что-то неизменное. Все меняется, стало быть таки в каждый момент мы прекращаем свое существование и появляется кто-то другой, но он называет себя снова "я" и таким образом как будто бы появляется неизменность, но это же явный обман, явный. Раз так – какой смысл шевелить хоть пальцем? Или – если, положим, мы формируем идею о том, что смысл нашей жизни как раз в том, чтобы непрерывно умирать отдавая все другому – тогда почему мы так цепляемся за вещи, деньги, положение и т.п.?

Еще мы можем сказать, что неизменна совокупность изменяемых вещей. Но это уже полностью непонятно. Если я разберу стул на части, и заменю их на детали от комбайна, или на детали от другой мебели – никакого стула не получится, или в лучшем случае это будет в любом случае другой стул, хоть ты тресни. А именно так и происходит – "я" – это непрерывно изменяющийся стул – эмоции меняются на другие, мысли меняются и т.п.

Последовательное воспоминание личной истории – важный инструмент освобождения от концепций. Иногда можно вспомнить, как в какой-то ситуации была механически перенята концепция. Я избавился от нескольких десятков концепций простым воспоминанием тех ситуаций, когда я их перенял. После того, как такая ситуация всплыла в памяти, ее желательно проиграть несколько раз так, чтобы она обросла самые мелкими деталями, а затем пережить ее в состоянии полной независимости от тех факторов, которые и обусловили перенятие данной концепции. Особенно важны ранние детские воспоминания.

Я вспоминал личную историю так: вспомнил какую-то одну или несколько историй из своего раннего детства, и проигрывал их в памяти много раз, много десятков раз. Эти воспоминания обрастают деталями, которые, в свою очередь, провоцируют пробуждение новых воспоминаний. Каждый такой отрезок воспоминаний желательно подробно записывать. Так одно тянет за собой другое. Если при этом я занят поиском концепций и работой по их рассеиванию, то мой процесс воспоминания испытывает влияние этой работы и начинает порождать все больше нужных мне воспоминаний. Впрочем, то, что кажется ненужным сейчас в личной истории, пригодится позже. Я бы рекомендовал как можно более подробно вспомнить все свое раннее детство.

Метод реализации концепций с одной стороны очень надежен, но с другой стороны очень долог и требует серьезных затрат сил и времени. В целом ряде случаев имеет смысл не столько анализировать концепцию со всех возможных сторон, сколько прямо в лоб реализовать ее и убедиться непосредственно в ее ложности. Тут нет единых рецептов – у каждого ситуация складывается особым образом, и поэтому главное – понять принцип.

Допустим, я женщина. И у меня есть концепция, что "заниматься сексом с красивыми парнями – это классно". На этой концепции прочно восседает механическое желание (МЖ) заниматься сексом, и каждый раз, когда я вижу красивого парня, у меня срабатывает механизм, шестеренки начинают крутиться, и я начинаю процесс знакомства со всеми вытекающими последствиями. А последствия эти отнюдь не так однозначно соответствуют моей концепции, но я уже так прочно завязалась в десятках попутно возникших отношений, что мне уже не до разбора концепции. Если я подхожу к вопросу серьезно, тогда я проведу эксперимент, и этот эксперимент мне как женщине будет легко провести, в то время как будь я мужчиной – у меня бы ничего не вышло. Я размещаю в интернете на сайте знакомств объявление с эротической фоткой, что я мол страстная девушка и хочу заниматься сексом с парнями без всяких взаимных обязательств. В день ко мне приходит по сотне писем, я рассматриваю фотографии, выбираю тех, кто мне нравится, беру их телефон, разговариваю еще и по телефону, после чего приглашаю на встречу, общаюсь вживую, а после еще и приглашаю к себе тех, кто мне понравился и занимаюсь сексом, после чего прощаюсь с ними без каких-либо обязательств к продолжению отношений. В результате такого эксперимента у меня есть возможность провести исследование именно этой изолированной концепции, не обременяя себя никакими попутными делами. В итоге, вступив в сексуальные отношения с десятком-другим красавчиков, я вижу, что моя концепция и гроша ломаного не стоит. Я освобождаюсь от нее, а затем легко устраняю механические желания, если они после этого еще будут возникать. Это пример того, как можно, пользуясь удобными условиями, в лоб реализовывать свои концепции и выбрасывать их на свалку, или корректировать их. Такой эксперимент может занять месяц-два-три, в то время как иной способ мог бы занять годы. У мужчин такой подход не сработает – такова специфика взаимоотношений полов в нашем обществе, и поэтому им надо искать другие методы. С другой стороны мужчине легче в лоб реализовать другие концепции.

Негативные оценки – еще один вид концепций, крайне пагубно влияющий на ясность сознания. Точнее – это подвид интерпретаций. Характерной особенностью негативных оценок является то, что они вызывают не столько негативные эмоции, которые заметны, сколько малозаметный негативный фон. Кроме того, негативные оценки зачастую слишком легковесны и мимолетны для того, чтобы считать их серьезным омрачением, но на самом деле они конечно являются очень серьезным омрачением. Упал бутерброд – в нас рождается интерпретация – негативная оценка: "вот черт – упал"... послышался неприятный голос – мы думаем – "Ну и голосок" и так далее. Негативные отношения должны быть устранены. То есть мы должны прекратить любую негативную оценку чего угодно, если, конечно, не ведем целенаправленного анализа того, о чем мы намерены составить мнение.

При исследовании концепций имеет смысл создать перечень ситуаций, в которых твое поведение становится особенно механистичным, когда особенно тяжело беспристрастно рассматривать свое поведение на предмет его обусловленности концепциями. Примерный список перечня ситуаций, при которых обычно приходится преодолевать особенно сильный автоматизм поведения:

  • Рядом находится кто-то в мрачном или агрессивном настроении
  • Окружение людьми в благополучно-свинском состоянии
  • Присутствие рядом людей, обладающих статусом "мой" – мой отец, мой сын, мой друг и т.п.
  • Прогулка по улице – вокруг много людей
  • Сильный голод
  • Звучит неприятная музыка и противные голоса поют противную песню
  • Стремительный бег, любая спешка
  • Работа

В отношении этих ситуаций требуется вырабатывать особенные подходы, зато тренировочный эффект намного выше. Если уж мне удается преодолевать какой-то автоматизм в сложной ситуации, то значит это было в самом деле хорошим усилием.

Рассмотрим концепцию, которую назовем "обеспокоенность". Я специально выбираю слово, отличающееся от слова "беспокойство", чтобы не смешивать эмоцию беспокойства и концепцию. Есть такие концепции, согласно которым нам необходимо непрерывно вмешиваться в ход нашей жизни. Ни одна минута не может быть упущена без того, чтобы не проконтролировать процесс – а вдруг оно все пойдет "не туда"? В результате эмоция беспокойства, покрывающая концепцию обеспокоенности, достигает параноидальных размеров. Ни одна секунда нашей жизни уже не может быть прожита без того, чтобы о чем-то не побеспокоиться, чтобы не взвесить, проверить, уточнить, сравнить и т.д.. Поэтому мы забываем о том, что как бы наша жизнь ни шла, так или иначе сейчас у нас есть все возможности, потому что мы живы, а для того, чтобы обратиться к самому сокровенному, этого вполне достаточно. Наличие всего остального ничего не добавит в наших возможностях поиска истины. Ровным счетом ничего. Если ты в этом сомневаешься – взгляните на свое прошлое, когда у тебя не было того, что сейчас есть. Можно ли сказать, что тогда у тебя было меньше возможностей? И когда в будущем ты получишь что-то, что хочешь получить сейчас – какие-то особые условия, вещи – спроси себя потом – стало ли теперь у тебя больше возможностей для практики? Я могу допустить такую ситуацию: когда-то у тебя не было квартиры, и это тебя так беспокоило, что ничем другим ты уже не мог заниматься. А вот сейчас – после 20 лет работы – ты квартиру себе эту купил, и теперь этой заботой стало меньше и ты ожидаешь, что теперь станет больше свободы. Но на самом деле 20 лет назад не свободы у тебя было меньше, а просто была сильна концепция о том, что свободы у тебя нет, пока нет квартиры. Конечно, таким образом можно исчерпывать концепцию за концепцию, озабоченность за озабоченностью, но на это не хватит времени. На это не хватит даже 100 лет или 1000. Но достаточно только понять, что любые условия достаточны, поскольку ты сейчас жив, и свобода от озабоченностей наступит немедленно. (Я уж не напоминаю о том, что вообще любое "имущественное" обеспечение свободы крайне иллюзорно. Как только у тебя появляется имущество, сразу появляется десяток новых озабоченностей, связанных с ним).

Возможно, тут можно в помощь себе призвать какую-нибудь антиконцепцию, например: "Моя жизнь не требует моего постоянного вмешательства. Непрерывно вмешиваясь в течение своей жизни, непрерывно принимая какие-то решения или стараясь их принять, я тем самым непрерывно создаю причины, за которыми последуют следствия, и я буду озабочен этими следствиями и буду стараться контролировать их, направлять, изменять, и, таким образом, снова создавать все новые и новые причины. Этот круг бесконечен. Моя теперешняя жизнь уже является следствием созданных мною причин. Пусть все следует своим путем, ведь поскольку я еще жив в данный момент, значит созданные мною причины достаточно хороши, они вполне приемлемы для того, чтобы заниматься практикой прямо здесь и сейчас. В самом деле иногда накатывает чувство, что нужно совершить тот или иной серьезный поворот в моей жизни, и тогда, конечно, я с радостью и уверенностью так и сделаю, но такие ситуации возникают не каждую секунду, а довольно редко, может быть – раз в неделю, в месяц или даже раз в год, и, кроме того, нет никакой опасности упустить такие моменты, не обратить на них внимание. Наоборот – когда я непрерывно чем-то озабочен, это создает пелену непроницаемых облаков, из-за которых я уже не смогу почувствовать тот глубокий импульс, когда нужно в самом деле совершить какое-то усилие по изменению направления своего движения. Необходимо перестать суетиться.

Огромное количество концепций связано с самим существованием нашей личности. Есть смысл перечислить в явном виде все наиболее значимые концепции, касающиеся твоей личности, например:

  • концепция о том, что у меня есть моя личная история – история моей жизни
  • концепция о том, что я ответственен за свои решения,
  • концепция о том, что у меня есть родственники, семья и иные люди, связанные со мной чем угодно, в том числе, возможно, и искренней любовью.
  • концепция о моих планах на будущее
  • концепция о том – что я из себя представляю, кто я такой, какие мои качества
  • концепция о моих правах, долгах, обязанностях
  • концепция о том – кто что мне должен, кто в чем обязан мне
  • все моральные концепции, т.е. концепции о том, что "хорошо" и "плохо", "прилично" и "неприлично", "справедливо" и "несправедливо" и так далее.
  • сексуальные концепции – тут вообще непаханное поле…
  • бытовые концепции – тоже бездонная бочка

Полный список может занять не один десяток страниц. Некоторые концепции я рассмотрю в следующей главе, но в основном эту работу я хочу перенести в "Сборник статей".

В отдельный пункт вынесу практику, которую уместно назвать "устранением ментального яда". Суть ее очень похожа на устранение негативных эмоций. Некоторые эмоции мы выбрали считать негативными, потому что они соответствуют определенным критериям. Точно так же некоторые мысли мы определяем как "негативные", но поскольку слово "негативный" связано с тем, что мы называем "негативной оценкой", то чтобы не вводить в случайное заблуждение, я выбираю термин "ментальный яд", более точно соответствующий сути явления. Ментальным ядом я называю такие мысли, которые по самой своей природе являются ложными, и такие мысли приводят к самому настоящему отравлению – точно так же, как и негативные эмоции отравляют нас. Я не уверен, что данное мною определение ментального яда идеально:), поэтому лучше всего показать это на конкретном примере.

Допустим, в течении своей жизни я много раз испытывал ревность, и даже если я научился эту НЭ устранять, то по инерции возникают мысли, обслуживающие эту ревность, перемежающиеся мыслями, направленными на попытку "обойти" эту ревность и т.д. Пример: я вижу мальчика, общающегося с моей девушкой, и возникают мысли: "Он не такой уж и симпатичный", "Он, кажется, совсем не сексуален", "Он не производит впечатление умного человека", "В нем вообще мало чего живого", "Ну и как к нему ревновать – нечего тут ревновать". В результате такой цепочки мыслей я могу избежать проявления ревности. Если теперь мы посмотрим на этот процесс глазами человека, занимающегося практикой прямого пути, то во-первых, надо заметить, что подобные формы бегства от НЭ недопустимы – мы должны не бегать от них, изолируясь тем или иным образом, а устранять их – когда бы они ни возникли. Во-вторых, рассматривая данную цепочку мыслей, мы можем сказать, что мысль "Он не производит впечатление умного человека" может быть вполне справедливой, или не совсем справедливой, или вовсе ошибочной, если я пытаюсь подогнать свое ощущение под желаемую задачу, и тем не менее эта мысль не является принципиально ложной, поскольку ощущение его как не очень умного в самом деле может иметь место. Мысль "он не такой уж симпатичный" – тоже не является принципиально ложной – это вопрос твоей искренности с собой и вопрос вкуса. А вот мысль "В нем вообще мало чего живого" является как раз тем самым ментальным ядом, подлежащим устранению, поскольку не существует в принципе никакого способа определить – сколько в нем этого "живого", и вообще что это такое "живое". Мысли такого рода подлежат выявлению, анализу и безоговорочному устранению. Выявление – это понятно что за процесс – наблюдая свой внутренний диалог, мы должны суметь заметить данную мысль и выделить ее из остального потока. Анализ – второй этап. Мы должны проанализировать эту мысль, получить ясное рассудочное понимание того, что эта мысль принципиально ложна, и в дальнейшем к этому анализу мы уже возвращаться не будем. Далее следует принятие решения о полном и безоговорочном устранении данной мысли, то есть когда она возникает, мы ее не доводим до конца, а если она проскочила, то мы в любом случае совершаем усилие по ее устранению – даже если это усилие производится с опозданием, а главное – мы прекращаем все мысли, вытекающие из нее. Мы не рассматриваем ее, не приводим заново те аргументы, которые нашли при первоначальном анализе – анализ уже произведен, ясность на этот счет есть, решение принято и теперь надо его просто выполнить.

Все это очень похоже на то, как мы устраняли негативные эмоции. Спектр таких привычных мыслей-ядов, обслуживающих определенное омрачение, довольно таки невелик, хотя сначала может показаться, что их огромное количество. Установив тотальный контроль над своим внутренним диалогом, необходимо выявить все мысли-яды и устранить их.

Критерий завершения работы с концепцией состоит в следующем: когда ты слышишь эту концепцию от других людей, когда ты видишь, как кто-то рьяно ее защищает, когда ты становишься объектом обструкции в момент, когда ты не соглашаешься с ней – в общем – каждый раз, когда и как бы ты ни соприкасался с этой концепцией, в тебе должно возникнуть не просто туманное мнение, а немедленно должна вспыхивать легкая кристальная ясность – ясность свободы от концепции. Это как с устранением НЭ: просто подавить эмоцию – не значит устранить ее. А вот испытать сразу после ее прекращения легкий прилив экзальтации, просветления от сознания свободы от нее – вот это значит устранить.

Обращаю внимание на очень важный момент – под кристальной ясностью, возникающей при освобождении от концепции, я имею в виду не какой-то определенный вывод, не какое-то определенное мнение, которое ты считаешь верным (это будет продолжением концептуального мышления) в отношении данной концепции. Я имею в виду ясность переживания свободы от какого-то определенного мнения, связанного с рассматриваемой концепцией; ясное понимание того, что я не нуждаюсь в каких-то определенных интерпретациях и выводах; ясное переживание свободы от тех или иных мнений, выводов, интерпретаций, связанных с данной концепцией.

Например, кто-то говорит: "так делать нельзя, потому что мне мама так сказала – нельзя так делать, от этого много всего плохого может получиться". Когда я слышу такую фразу, будучи свободным от концепции того, что "так делать нельзя", то у меня не возникает никаких НЭ вроде раздражения, нетерпения, беспокойства и прочих, ни НО, обращенного к автору или смыслу фразы, ни желания спорить, ни желания просветлять, ни желания препятствовать распространению этой концепции – НИЧЕГО. Буквально ничего такого не возникает, а просто ты переживаешь свою полную свободу от каких-то мнений на этот счет. Ты переживаешь прилив переживания ясности, свободы. Ты знаешь, что когда перед тобой встанет дилемма – сделать "так" или не сделать, то ты будешь принимать решение не путем соотнесения с концепциями, а в соответствии со свободной интуицией, принимающей во внимание все рассудочные данные, все данные органов чувств, но не основывающейся на них, а являющейся стремлением к переживанию ясности, свободы, безмятежности, блаженства, устремленности и прочих знакомых тебе переживаний. И точно так же ты будешь принимать решение – что делать в той ситуации, когда кто-то высказывает концепцию – поговорить об этом, или еще как-то отреагировать, или просто пройти мимо.

В работе с 4Н чрезвычайно важно переживание тихой радости, которая начинает спонтанно проявляться, когда никакие 4Н этому не препятствуют. Это настолько важно, что, пережив хотя бы несколько раз хотя бы слабые отзвуки этого переживания, мы включаем в свою практику устранения 4Н завершающий этап сосредоточения на устремленности к переживанию тихой радости, и даже если эта тихая радость проявляется редко, то сама потребность в ней, само устремление к ней делает нашу практику устранения 4Н более глубокой, более точно направленной. Если освобождение от 4Н позволяет проявиться Переживанию, название которому кажется уместным дать в терминах эмоциональных – "тихая радость", то освобождение от концепций позволяет проявиться другому Переживанию, которое уместно назвать с помощью терминов, относящихся к области интеллекта – "Ясный свет Ума", или просто "Ясность". То, что мы для обозначения данных переживаний используем эмоциональные или ментальные термины, не должно вводить в заблуждение относительно природы этих переживаний. Переживания не являются каким-то особым видом эмоций или концепций. Это нечто совершенно иное, нечто принципиально иное, никаким образом не сводимое к эмоциям и мыслям. И это иное обладает такой мощью, что под его влиянием наш мир эмоций и мыслей преображается, полностью трансформируется, при этом мысли и эмоции не исчезают как явление, но становятся тем, что я называю "озаренным эмоциональным" и "озаренным ментальным".

Таким образом, освобождаясь от концепций мы впускаем в свою жизнь второе фундаментальное Переживание – "Ясный свет Ума".

В разделе об устранении 4Н я описывал практику эмоциональной полировки. В практике рассеивания концепций подобный метод имеет также очень важное значение. После возникновения кристальной ясности в отношении определенной концепции необходимо по возможности создать себе ситуации, которые провоцировали бы тебя на старое – концептуально обусловленное поведение, и ты учился бы в этих ситуациях вести себя по-новому, и таким образом сформировать практический опыт свободы от концепции.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002