на главную
Главная » Практика » Путь к Ясному Сознанию

Завершение работы по устранению негативных эмоций

1. Критерий полной чистоты от негатива – чувство исходящего от тебя "сияния"
2. Практика циклического восприятия (ЦВ)
3. Определение негативных энергетических состояний (НЭС)
4. Устранение НЭС
5. Классификация НЭС
6. Устранение негативного фона (НФ)
7. Устранение негативных отношений (НО)
8. Образ сияющего лезвия
9. Практика активного поиска
10. Практика эмоциональной полировки (ЭП)
11. Усилие, сверхусилие и откат в практике
12. Устранение 4Н во сне
13. НЭ и ПЭ – две стороны одной медали. Трансформация эмоционального тела
14. Когда эмоций нет, восприятие не исчезает, а углубляется и обостряется
15. Основа ПЭ и НЭ – интерпретации, порождаемые концепциями
16. Вовлеченность в ПЭ и НЭ – специфический вид наркозависимости
17. Рост способности распознавать НЭ в других людях
18. Забеги на безупречность
19. Совершенное устранение 4Н. Полное прекращение их возникновения
20. Пространство свободы от 4Н


Даже если я добиваюсь успеха в безупречном устранении некоторых негативных эмоций и некоторых негативных эмоциональных состояний, тем не менее еще долго не будет ощущения, что эта работа завершена, поскольку нет ярких переживаний ясности, нет такой степени очищения себя от НО, НЭ и НЭС, что прямо-таки чувствуешь исходящее от себя "сияние". Долгое время еще может чувствоваться какой-то придонный слой оставшихся негативных состояний. Кроме того отнюдь не сразу достигается совершенная уверенность в безупречном устранении даже тех НЭ, которые более-менее успешно устраняются. Задача состоит в том, чтобы сделать шаг к окончательному прекращению негативных эмоциональных состояний, и для этого необходимо выполнить практики, завершающие работу с негативом.

Первая из этих практик – это практика циклического восприятия (ЦВ). Обращаю внимание: заниматься практикой циклического восприятия очень тяжело, а если ты еще не овладел искусством устранения хоть какой-то эмоции – лучше именно той самой, за циклическую обработку которой ты берешься – то эта практика вообще бессмысленна. Это я пишу для тех, кто любит прыгать через ступеньки. Нужно начинать серьезную тренировку не раньше, чем освоены основные навыки, иначе вы рискуете оказаться среди неудачников и импотентов, которые много говорят, но ни на что не способны.

Техника циклического восприятия состоит в следующем: я вызываю в себе НЭ (например ревность) – особенно удобно, если для этого есть формальное основание - скажем кто-то что-то такое сделал, что во мне может вызвать ревность. Когда во мне ревность проявилась, тогда я совершаю усилие по ее устранению и устраняю ее. Это усилие по устранению НЭ я могу совмещать со сменой интерпретации на такую, которая не провоцирует возникновение ревности, но еще раз подчеркну, что эта работа с интерпретациями, несмотря на всю свою важность, НЕ МОЖЕТ заменить непосредственного усилия по устранению НЭ по той простой причине, что нужно прежде всего устранить не первичную причину, а устранить промежуточный этап – механическую привычку испытывать ревность. Смену интерпретаций можно использовать просто как удобный способ настройки на состояние, в котором есть НЭ, и на состояние, когда прикладывается усилие к прекращению НЭ. Итак – сначала я оказываюсь в состоянии, где нет ни следа НЭ, а затем я снова позволяю себе увлечься патологическими интерпретациями, и таким образом снова вызываю данную НЭ. Такие циклические смены восприятия я делаю многократно. Задача состоит в том, чтобы добиться высокой скорости каждого цикла – скажем – секунд по 10-20 на каждый.

Что дает такая практика? Таким образом совершается концентрированный многократный опыт устранения НЭ, а кроме того достигается очень точное ощущение усилия, необходимое для устранения НЭ. Важен еще и эффект понимания, что наличие или отсутствие НЭ – это вопрос моего выбора. В результате могут возникнуть и необычные ощущения, образы – например, я могу начать ощущать в себе словно светящийся канал, по которому мое осознание может двигаться вверх-вниз. В нижней точке я испытываю негативную эмоцию. В верхней – чистое сознание. Этот канал ощущается как излучающий свет. Это сопровождается ощущением особенной свободы от НЭ. Интересно и важно, что этот "канал" обладает излучающей способностью. Достаточно вам будет сосредоточиться на своей свободе "передвигаться" по нему (т.е. на своей свободе испытать ревность или освободиться от нее, заменив ее на просветленное состояние), как все то, что с вами соприкасается, испытает прилив такой же способности с силой, пропорциональной собственному усилию того человека. Если рядом с вами человек, который очень хочет добиться успеха в такой практике, то вы можете ему помочь, особенно если испытываете к нему симпатию и желание помочь: вы можете представить себе, что становитесь им и попадете в его омраченное состояние, из которого уже известным вам усилием вы выходите. Это очень интересный опыт. В вашем присутствии другие стремящиеся люди спонтанно могут почувствовать возрастание ясности сознания. Но за уши никого в осознание не втащишь – это факт.

Циклическое восприятие – это очень мощная практика, я очень рекомендую ее применять особенно в отношении застарелых, трудно поддающихся автоматизмов испытывания НЭ.

В этой работе важна последовательность, упорство, постоянство прикладываемых усилий. Разовым забегом тут ничего не изменишь:

1) Воспроизвести в воображении любую ситуацию, которая ранее вызвала в тебе негативную эмоцию разрывающего типа – злость, агрессия, раздражение, недовольство и т.п. или сдавливающего типа – жалость к себе, грусть и т.п. Тип НЭ можно чередовать – одна серия подходов проводится с разрывающей НЭ, вторая – со сдавливающей.

2) Немедленно после воспроизведения данной ситуации совершить комплекс усилий по устранению всех НЭ, которые возникают или могут возникнуть.

3) Осуществить тщательное сканирование на предмет наличия НЭ, и убедиться на 100%, что их нет. В противном случае продолжать совершать усилия устранения.

4) Породить мысль: "НЭ нет, я свободен от нее"

5) Породить желание испытать радость освобождения, радость света и ясности.

Практика ЦВ должна проводиться без спешки. Каждый этап должен быть проведен и завершен отчетливо, без смазанности. Засчитывается только та процедура, в отношении которой у тебя есть 100% уверенность, что все ее элементы выполнены чисто. Качество неизмеримо важнее количества.

Объем практики:

1) Каждая серия должна состоять не менее, чем из 20 актов подряд.

2) Каждая серия должна быть завершена описанием в дневнике. Описание может иметь произвольный характер – надо просто отметить то, что показалось значимым, стараться предельно подробно описать проведенную серию. Затем нужно описать – что получилось, что не получилось, проанализировать свою запись.

Важнейший этап работы состоит в устранении так называемых негативных энергетических состояний (НЭС). Под это определение я свожу такие явления, как скука, довольство, леность, апатия, сонливость, состояние серости и т.п. Природа НЭ и НЭС одинакова, но проявляются они существенно по разному. В отличие от ярких НЭ, НЭС словно размазаны, неявно выражены, и как туман обволакивают и уводят в тупость. НЭС точно так же подлежат устранению, как и НЭ.

Это очень необычный подход. Каждый раз, когда я рассказывал кому-то, занимающемуся практикой, о практике устранения НЭС, я видел изумление: "Ну надо же! Никогда не задумывался о том, что вот это состояние серости можно просто взять и начать устранять!" Кажется, будто вот эта серость идет откуда-то изнутри, будто она и есть неотъемлемая часть "меня", что надо как-то ее перебивать, заслонять какой-то деятельностью или развлечениями. А чтобы взять да и устранить ее! Конечно, требуется значительный опыт устранения обычных НЭ для того, чтобы суметь применить усилие устранения к такому неудобному объекту, как НЭС.

Когда личное "я" выражается в ясно очерченных реакциях вроде НЭ, тогда разрушить отождествление с ним сравнительно просто, во всяком случае тут ясно – с чем надо работать. Но когда мы имеем дело с НЭС, то все выглядит иначе. К аналогии облаков, заслоняющих солнце, удобно добавить аналогию туманности. К примеру, есть НЭС, которое можно обозначить "ничего не происходит". Исследуя состояния, когда "ничего не происходит", можно обнаружить, что некоторые из них имеют основание, а некоторые нет. Основаниями могут являться мысли или эмоции настолько въевшиеся в меня, что я их не осознаю как нечто реально существующее. Впрочем, НЭС может и не иметь ясного основания, и проявляться просто по механической привычке.

Когда с тобой ничего не происходит, когда имеет место состояние серости (СС), то необходимо сказать себе: я испытываю состояние, называемое "ничего не происходит". Когда я делаю такой ход, то вместо растворенности в ничего-не-происхождении во мне рождается некое отношение к этому явлению. Само по себе явление возникновения отношения и является разрывом отождествления. Таким образом неясно очерченные НЭС становятся в один ряд с ясно очерченными мыслями и эмоциями.

Наличие таких засасывающих и поглощающих в себя личное "я" НЭС является часто камнем преткновения для тех, кто уже научился с тем или иным успехом использовать метод яростного разрушения отождествления с яркими личными качествами, так как на такое рассеянное НЭС трудно направить свое внимание. По большому счету, обозвать ничего-не-происхождение ничего-не-происхождением – это всего лишь хитрая уловка, но эта уловка эффективна, она позволяет протянуть осознанность в сам процесс протекания НЭС, и в результате вместо усиливающейся серости я начинаю чувствовать рост созидательного напряжения.

Дать НЭС название – это первый шаг. После этого внимание, используя наименование в качестве якоря или прицела или крючка, направляется на НЭС, и я начинаю быть способным изучать его свойства, что в свою очередь совершенно подрывает его усыпляющее качество.

Приведу пример. Рассмотрим такое НЭС, которое после придания ему названия выявляет в своей основе концепцию о том, что постоянно что-то надо делать. Как только я это увидел, так сразу я могу исследовать эту концепцию. Основы этой концепции закладываются в детстве, когда все взрослые пинают нас, и каждый раз, когда нам свойственно испытывать расслабленное состояние, этот комплекс заставляет что-то натужно осмысленно делать. Именно в состоянии расслабления и ничегонеделания во мне очень часто происходит что-то очень важное и глубокое. Сколько я могу валяться на диване, ничего не делая? Да сколько угодно – пока не надоест. Чем более абсурдно-механический образ жизни я вел ранее, тем настоятельнее меня тянет просто развалиться на травке, песке или где угодно еще, и ничего не делать. Собственно говоря, какая-нибудь простая деятельность также может являться ничегонеделанием. Под простой деятельностью я понимаю такую, которая выполняется просто так – для мимолетного удовольствия, типа подстричь травку на газоне, выучить несколько слов на японском, пробежать десяток километров по лесу и т.п. Когда все это становится мне ясным, тогда у меня появляется прочное основание для устранения НЭС, лишенной своей концептуальной поддержки.

Далее следует само устранение – обычный процесс прекращения НЭ. Устранение имеет пульсирующий характер. Его приходится повторять раз за разом. Период может составлять от нескольких секунд во время всплеска проявления НЭС до нескольких минут. Следующий шаг начинается тогда, когда в промежутках между импульсами устранения появляется нечто новое – какое-то энергичное и ясное состояние. Часто это сопровождается возникновением сильных желаний разного рода – хочется вскочить и что-то делать. Если эти всплески переждать и не поддаться – то тогда ситуация начнет развиваться глубже.

Перечислю те НЭС, которые мне кажутся основными: Сонливость, Леность, Апатия, Скука, Скепсис, Инерция, Утренняя инерция, Инерция не-переживания просветленных состояний, Инерция непрерывной деятельности, Давление узлов (серое состояние, "ничего не происходит").

  1. Сонливость – это когда просто хочется спать. Когда сонливость вызвана простым разовым недосыпанием, то либо надо лечь спать и поспать, либо, если спать не хочется, сонливость можно просто устранить, осознав ее как НЭС.
  2. Иногда сонливость вызвана хроническим недосыпанием. Это означает, что форма жизнедеятельности, которую мы себе выбрали, не является оптимальной, и необходимо ее изменить. Если, положим, я работаю на своей работе по 12 часов в сутки, трачу 2 часа еще на дорогу туда-сюда, дома еще с утра надо выгуливать собаку и вести ребенка в школу и прочее и прочее, а в результате у меня остается только поздний вечер для себя, и я засиживаюсь до ночи, то конечно хроническое недосыпание неизбежно. Результат такой жизни плачевный – сонливость покрывает все и становится основой для существования остальных 4Н. Такую жизнь надо менять во что бы то ни стало.

    Иногда сонливость вызвана неоптимальным графиком сна. Надо поэкспериментировать и найти свой график. Например, для меня идеальный график такой – сон с 22-00 вечера до 1-00 ночи, затем я живу с 1 до 3 ночи. Затем снова сон с 3 до 6-7-8 – как захочется. Кроме этого в течении дня я нахожу время и место для того, чтобы поспать один-два раза хотя бы минут по 15. Такой график сна позволяет мне перевести проблему сонливости в разряд теоретических.

    Если мы устранили все причины возникновения хронического недосыпания, то все остальные приступы сонливости необходимо либо удовлетворять, отдаваясь сну, или устранять. Что когда делать – спать или устранять – это понимание приходит с опытом. Кстати, сонливость часто бывает вызвана обжорством. Устранение обжорства - это работа из области устранения механических желаний.

  3. Леность. Леность бывает двух видов – здоровая и нездоровая. Здоровая может возникать как реакция на абсурдную деятельность, которую мы принуждаем себя исполнять, руководствуясь концепциями. Если, положим, я считаю, что ребенка моего нужно собрать в школу, разбудить, накормить и прочее, то удовольствие это может быть будет доставлять лишь первую неделю после первого сентября в первом классе. Далее эта добровольная обязаловка начнет вызывать все больше и больше омрачений, и будет все ленивее и ленивее делать это. Добросовестные мамаши выполняют свою миссию с упорством, достойным лучшего применения, и играют свою роль 10 лет, пока ребенок ходит в школу, потом 5 лет, пока дитя ходит в институт, и всю остальную жизнь, когда их младенец ходит на работу. Пожизненное преодоление здоровой лени в этой и в подобных других ситуациях превращает их в то, что мы видим вокруг. Однако существует другой подход. Если я испытываю лень, то я должен рассмотреть – не является ли моя лень здоровой реакцией организма, своеобразным указателем на то, что я занимаюсь какой-то концептуально обусловленной глупостью. Если так, то такую концепцию надо рассмотреть и рассеять, и деятельность прекратить или видоизменить в соответствии со своим новым видением ситуации. В приведенном мною примере можно осознать, что ребенок в 6 лет вполне способен сам себя обслужить – проснуться по будильнику, поесть, одеться и прочее. И тогда можно спокойно спать или заниматься своими делами, а он будет заниматься своими. Впрочем – проблема на этом конечно не исчерпается, и это можно истолковать двояко. Первый способ истолкования заключается в том, что ничего изменить нельзя – все равно будешь крутиться как все как белка в колесе. Второй способ истолкования заключается в том, что жизнь пошла мне навстречу, и, поскольку я начал что-то менять в своей жизни, она начинает мне подбрасывать новые ситуации, в которых проявляется моя глупость, так что у меня есть возможность эту глупость доставать на свет божий и освобождаться от нее. В приведенном мною примере далее возникнет проблема, заключающаяся в том, что ребенок отнюдь не всегда хочет сам идти в школу, и надо его туда выпинывать. Тогда можно рассмотреть свою концепцию "ребенок должен ходить в школу каждый день, и быть хорошим учеником". И так далее.
  4. Второй вид лености – нездоровая. Это когда тебе лень делать то, что тебе интересно. Как правило, нездоровая леность возникает тогда, когда мы хронически не меняем свою жизнь, не следуя сигналам здоровой лености. Если продолжать пренебрегать здоровой леностью и пересиливать ее, продолжая культивировать свои концепции, то борьба с нездоровой леностью практически безнадежна – это все равно что с одной стороны удобрять и поливать сорняки, а с другой стороны надеяться, что когда-нибудь ты всех их повыдергаешь. Если же мы начали без страха и упрека менять свою жизнь, и сигналы здоровой лености мы принимаем благодарно и рассеиваем концепции, тогда нездоровая леность сама по себе пройдет - не сразу, но пройдет. Я бы даже сказал – очень не сразу. Она будет возникать даже просто по привычке. Поэтому нужно прилагать усилия к ее устранению так же, как мы устраняем НЭ. Результат устранения здоровой лености – усталость, НЭ, другие НЭС. Результат устранения нездоровой лености – энтузиазм, рост поисковой активности, ощущение свежести в переживании жизни, устремленности. Здесь, конечно, тоже возможны всякого рода блуждания. Например, преодолев свою леность и отведя таки ребенка в школу, тоже можно начать испытывать от этого радость – например это будет радость от того, что ты будешь чувствовать себя выполнившим свой долг. Поэтому надо уточнить приведенный мною критерий – радость и свежесть должны возникать именно от преодоления лености, а не от того, как мы оцениваем это и какие концепции удовлетворяются этим фактом. Чтобы в этом ясно раз и навсегда разобраться нужна практика.

  5. Апатия. Если леность – это то, что возникает в отношении какой-либо деятельности, то апатия – это просто отсутствие влечений, интересов, стремлений. Я здесь не рассматриваю патологические случаи, когда апатия – это реакция отчаявшегося организма на тупую жизнь, полную 4Н и прочих омрачений. Бывает, что апатия возникает и у того, кто активно работает по устранению своих глупостей. До тех пор, пока не пройдена определенная грань в практике, никто не застрахован от того, что в нем не всплывет какое-то застарелое НЭС. Апатию надо научиться устранять.
  6. Скука. Это состояние, когда нет предвкушения, предвосхищения. Скука тоже бывает здоровая и нездоровая – по аналогии с леностью.
  7. Скепсис. Здесь я не имею в виду здоровый скепсис, необходимый для всякого научного и честного исследования. Здесь я имею в виду скепсис автоматический, и в особенности тот, который проявляется как недоверие к тем переживаниям, которые начинают возникать в результате устранения своих глупостей. Бывает так, что ты пережил краткий миг просветления, прилива какого-то переживания непостижимой свежести и внутренней излучающей радости, а уже через 5 минут начинаешь сомневаться – а было ли все это вообще? Может это просто мне что-то почудилось? Такой скепсис очень неприятен, потому что является препятствием для состояния предвосхищения, которое так благотворно влияет на дальнейшие проявления просветленных состояний.
  8. Инерция. Существуют разные виды инерции. Например, инерция не-переживания просветленных состояний. Инерция переживания омраченных состояний. Утренняя инерция и прочее – каждый человек выделяет те виды инерции, которые для него особенно актуальны. В основе инерции лежит не просто механическая привычка находиться в определенном состоянии – есть и концептуальная подоплека. Есть такая концепция, как концепция постепенного перехода между состояниями. Если, к примеру, 5 минут подряд я испытываю напряжение, то я не могу просто так его взять и прекратить, я полагаю, что непременно я должен найти какую-то линию постепенного перехода к просветленным состояниям. Я хочу как бы поддержать идею непрерывности "я", которое сейчас омрачено, а будет просветлено. Я хочу просветления, но я хочу быть не просто просветленным, я хочу быть "самим собой" просветленным, а "я сам" – это в том числе и та совокупность омрачений, от которой я хочу убежать. В этом плавном переходе, конечно же, нет никакой необходимости. Мы просто должны выбросить на свалку, устранить омраченное состояние и оказаться там, где окажемся. При этом мы конечно обнаружим, что никакое "я" не утеряно, а утеряно только омрачение. Устранив концепцию, мы окажемся в состоянии понимания, что в любой момент я могу прекратить быть одним и стать другим – нет никаких ограничений, нет никаких внешних законов природы, регламентирующих каким-то образом постепенность переходов между состояниями. Нет никакой наследственности, нет никаких обязательств в отношении омрачений. Даже если я целый день провел в ужасающем омрачении, это не значит, что прямо сейчас я не смогу оказаться в просветленном состоянии, но для этого, конечно, надо приложить усилие и устранить омрачение.
  9. Утренняя инерция. Этот вид инерции я бы выделил особо. Во время сна наш контроль над омрачениями ослабевает, и во сне мы зачастую продолжаем делать глупости – испытывать НЭ и прочее. Поэтому, когда с утра мы просыпаемся, мы конечно несем на себе груз этих многочасовых омрачений. Надо быть к этому готовым и сразу после пробуждения бросаться в бой устранения негативных состояний. Я бы предложил выработать определенную линию поведения после пробуждения и следовать ей изо всех сил. К примеру, очень удобно просыпаться очень рано утром – часов в 5-6. В это время нет привычки что-то делать, ты не связан никакими обязательствами перед миром в это время – "по закону" ты можешь еще спать и ничего не делать, поэтому в это время на тебя не наваливается весь груз твоих обязательств, и ты можешь заняться самим собой с полной отдачей. Сразу после пробуждения надо бросаться в бой по устранению НЭ, НЭС – даже если их и нет в явном виде. Можно вообразить себя воинственным охранником, обходящим свою территорию в поисках ночных воров, и если они будут обнаружены – то будут немедленно устранены. Такое алертное, воинственное состояние надо поддерживать хотя бы в течение получаса после пробуждения. За это время проявятся и будут устранены все омрачения, пришедшие к нам из жизни в сновидениях. Такая обработка утренней инерции очень позитивно влияет на весь последующий день. Очень полезно разбивать сон на части. В том режиме сна, который я описал, я сплю только 3-4 часа, после чего пробуждаюсь и "вспоминаю" себя. Это гораздо легче, чем если спать 8 часов подряд. Кроме того каким-то странным образом жизнь удлиняется в два раза – такое ощущения, что за один день прожил два, если спишь не один, а два-три раза в течении суток. Возможно это как раз и связано с тем, что краткий сон не настолько обременяет сознание и проще устранить негативные его последствия, очистив таким образом пространство дня более, чем обычно.
  10. Инерция не-переживания просветленных состояний. Еще одна важная инерция, которую хочется особо выделить. В течение всей нашей предыдущей жизни у нас неизбежным образом создается привычка не переживать просветленные состояния. Эта инерция заполняет всю нашу жизнь – я привык не быть просветленным и во время завтрака, и в туалете, и в транспорте, и на работе – везде. Эту инерцию надо ломать. Конечно, самый эффективный способ ее преодолевать – это почаще переживать просветленные состояния. Добиться этого с помощью деятельности невозможно, но можно делать все для того, чтобы просветленные состояния возникали как можно чаще – искренне устранять глупости. Но кроме того надо подорвать и концептуальную основу инерции. Надо почаще отдавать себе отчет, что никакая ситуация не является несовместимой с просветлением. Работаю я, или отдыхаю, грозит мне опасность или меня возносят на вершину славы – ничто само по себе не является препятствием. Препятствием являются наши негативные эмоции, концепции, механические желания и прочее, а также инерция не-переживания просветленных состояний.
  11. Инерция непрерывной деятельности. Ну смысл тут понятен из названия, и особенно пояснять нечего. Эту инерцию также можно устранять. Сядь и посиди или полежи или погуляй – вспомни о своей практике, о смысле своей жизни, о своем стремлении – стирка подождет. Умереть можно и в нестиранных трусах, а вот жить в таком состоянии, в котором ты живешь – недопустимо.
  12. Давление узлов (серое состояние). Одно из больших заблуждений состоит в том, что наши концепции влияют на нас только тогда, когда проявляются. Если бы это было так, то я бы не говорил о концепциях как о чем-то, что у нас "есть". Между тем наши концепции у нас именно "есть" – как имущество, как чемодан под диваном. То же и с эмоциями и с желаниями – всё это не просто "происходит", это еще и "есть". И обнаруживаем мы это именно тогда, когда исследуем негативные энергетические состояния.

Рассмотрим это подробнее. Зачастую мы обнаруживаем, что в данный момент у нас вроде бы все в порядке – нет ни озабоченностей, ни НЭ, ни НО – да вроде бы вообще ничего такого механического нет, а тем не менее никакие просветленные переживания не приходят, и имеет место некое серое состояние. Оно не то чтобы очень обременительное – оно эдакое светло-серое, и тем не менее оно серое – в нем нет ничего совсем – не негативного, ни позитивного, ни того, что приходит, когда освобождаешься от негативного и позитивного. Состояние в общем довольно неприятное. Причина его заключается в том, что несмотря на то, что в данную минуту глупости не проявляются, тем не менее они существуют в нас, живут в нас. Есть еще неисчерпанные, нерассеянные глупости – просто в данный момент нет условий для их проявления. Чем дальше в практике, тем вероятнее наступление таких серых состояний, потому что если раньше в какой-то ситуации мы испытывали, скажем тревогу или озабоченность, то в результате нашей практики мы эту ситуацию для себя прояснили, сломали стереотип переживания негативных состояний, и теперь в этой ситуации негативные состояния не проявляются. Но ведь если меня теперь не раздражает, если я споткнулся о пень, то это не значит, что я вообще никогда не раздражаюсь – есть другие еще ситуации, в которых я "засыпаю" и начинаю раздражаться. Чем дальше, тем больше таких ситуаций, в которых я перестал "засыпать", но просветленные состояния наступают отнюдь не каждый раз, поскольку наши глупости еще не исчерпаны, а это означает, что они не просто когда-то там могут проявиться – они еще и существуют прямо сейчас, хотя и не проявляются. Поэтому с течением практики негативные состояния будут все чаще уступать место серым состояниям, и уж потом на их место почаще начнут приходить просветленные состояния – по мере того, как какую-то глупость мы будем устранять из все большего числа возможных ситуаций.

Наши глупости живут в нас даже тогда, когда в данный момент не проявляются. Мы можем чувствовать в виде негативного фона некий внутренний груз, связанный с глупостью определенного типа, которая сейчас не проявляется.

Так или иначе, мы свидетельствуем, что серое состояние имеет место, и, с одной стороны, оно возникает все чаще и чаще по мере выполнения практики, но, с другой стороны, оно просто замещает собой те моменты, в которые раньше мы бы впали в жестокие омрачения. Я могу засвидетельствовать и другое – что это серое состояние надо устранять так же, как и негативные эмоции. Оно тоже подвержено устранению – и это очень важный факт, принятие к сведению которого позволяет нам не отождествляться с ним, а устранять его. Кроме того, из этого наблюдения следует еще один важный практический вывод: наша практика может и должна вестись не только во время того, как проявляются наши эмоции, концепции, желания, но и тогда, когда они не проявлены.

Может произойти так, что научившись устранять известные нам негативные эмоции, мы останавливаемся, не зная – что делать дальше. Вроде бы все НЭ устраняются, и тем не менее нет ощущения сияния, нет ощущения полной свободы от негативных эмоций. По прежнему часто переживается состояние серости. Это означает, что мы научились устранять только те НЭ, которые сумели заметить и опознать, между тем в нас по-прежнему живут НЭ в виде слабого негативного фона (НФ), с которым мы так срослись, что вообще и не опознаем его как что-то чужеродное. Негативный фон – это те же самые НЭ, просто они "размазаны" и представляют из себя "придонный" слой НЭ, они не имеют ярко выраженных всплесков, а когда такой всплеск возникает, то мы видим в нем обычную НЭ и зачастую можем не догадываться, что НЭ возникает не на пустом месте, а у нее имеется питательный слой в виде НФ. Негативный фон очень растянут по времени, он может тянуться часами, днями, месяцами, всю жизнь. Обнаружить такой НФ, настолько глубоко вошедший в привычку, довольно непросто. Для этого имеет смысл воспользоваться советом партнера по практике, особенно если он уже решил задачу безупречного освобождения от НЭ. Человек, свободный от НЭ и НЭС и НФ, легко может увидеть в тебе тот самый негативный фон, с которым ты жестко отождествлен, и указать тебе на это. Если такой возможности нет, то необходимо просто начать жить, максимально сосредотачиваясь на мысли "Что же это такое, с чем я так плотно сросся?", стараться наблюдать себя, находиться, в общем, в состоянии активного поиска этого паразита, и тогда рано или поздно он обнаруживается. Это может оказаться слабое недовольство, или перманентная раздражительность, неуверенность в будущем, страх за ребенка, страх перед родителями, боязнь оценок со стороны других людей, стеснительность, привычка испытывать серое состояние или вообще все что угодно – у каждого что-то свое.

Следующий важный момент в практике – имеет смысл выделить такой вид НЭ, который удобно назвать "негативные отношения" (НО). НО имеют ту же природу, что и НЭ и НЭС, но они проявляются по-другому. Эти негативные эмоции являются слабыми формами проявления обычных негативных эмоций, иногда очень слабыми, и они имеют короткий радиус действия, т.е. длятся недолго и не всегда вызывают яркие НЭ. Например, достаточно нам посмотреть на неприятное лицо, а то и попросту на любое лицо, и мгновенно вспыхнет тень неприязни или осуждения или неприятия и т.п. Эту тень я и называю негативным отношением. Техника устранения НО несколько отличается от техники устранения обычных НЭ, поэтому я и выделяю их в отдельную категорию. Всю эту компанию – НЭ, НЭС, НФ и НО в дальнейшем я буду называть "четыре "Н"", а записывать буду как "4Н". В силу крайней невыраженности НО их трудно замечать и трудно устранять – попытка применения того усилия, которым мы устраняли таких монстров, как НЭ и НЭС, напоминает стрельбу из пушки по воробьям. Но эти "воробьи" – это очень вредоносное образование. Мутный слой НО отравляет нас не хуже ярких НЭ и НЭС. Может помочь делу классификация событий, при которых я чаще всего испытываю НО, и с каждым таким классом событий можно поработать по отдельности, учась тщательно контролировать свое состояние и поведение. Отношения с родственниками, соседями, взаимодействие на работе, прохожие на улице, продавщица в магазине, и прочее и прочее – может так статься, что вообще вся жизнь окажется пронизанной НО. Это вполне вероятно и скорее всего так оно и есть. Не стоит огорчаться, обнаружив это. Во-первых – потому, что огорчение – это НЭ, которое безусловно подлежит устранению, а во-вторых, потому, что это ведь большое дело – обнаружить перед собой фронт работ и место приложения усилий. Что бы мы стоили без знания о том – куда прилагать усилия? Окончательного успеха в борьбе с НО можно достичь только в результате практики эмоциональной полировки (см. далее).

Для тех, кто уже вполне преуспел в совершении усилий по устранению негативных эмоций, можно посоветовать следующее: в практике их устранения необходимо постепенно отходить от почти физического усилия к выработке более совершенного орудия. "Физическое" усилие (т.е. такое усилие по устранению, которое совершается либо в самом деле физическими усилиями, или с такими физическими образами как "выталкивание", "открывание" и т.п.) быстро утомляет, оно более замедлено, обладает небольшой мощью. Необходимо по мере практики постепенно вырабатывать усилие, которое описать мне кажется адекватным так: это яркое, сияющее лезвие, очень тонкое, очень сияющее. Применение этого лезвия, или этой вспышки – кому как удобнее представлять – вообще не требует почти никаких усилий, а эффективность его огромна, и быстродействие вне конкуренции. Взмах воображаемого "лезвия света" устраняет негативные эмоции попросту моментально. С физическим усилием мы говорили о том, что негативные эмоции надо устранять хотя бы в течении одной секунды. Пол секунды – это уже настоящее мастерство. Однако сияющее лезвие отсекает их в течении полусекунды максимум! А минимум – что-то около одной четверти секунды. Получается, что если негативная эмоция затухает более чем полсекунды, то она успевает отравить тебя. Когда работа по устранению негативных эмоций только начинается, тогда устранение их за несколько секунд – это прекрасный результат. И тогда надо ставить перед собой уже следующий рубеж – не выходить за рамки полусекунды. И вот как раз в процесс решения этой задачи у тебя и созреет потребность в более остром инструменте. Вспышка яркого света и есть такой инструмент. Мне это представляется как яркий луч-скальпель, который мгновенно отрезает негативные эмоции. Не надо сопровождать это ни выдохами ни вдохами – нужно вообще устранить тело из этого процесса, потому что ни один телесный акт не может быть слишком быстрым. Только лезвие из света, больше ничего. Оно должно просто мелькнуть и все. А на завершающем этапе уже не потребуется даже воображение сияющего лезвия - ничего вообще. Просто это усилие входит в привычку, и мы можем устранять возникающие негативные эмоции за какую-то долю секунды, вообще практически не обращая на это внимания. Мы должны научиться настолько безупречно устранять негативные эмоции, негативные энергетические состояния и негативные отношения, что должны просто ощущать сияние, исходящее от нас.

Следующая практика – это практика Активного Поиска НЭ. Она продолжает работу по устранению тех негативных эмоций, негативных энергетических состояний и негативных отношений, которые проявлены и доступны для работы. Суть ее заключается в том, что те НЭ, которые тебе были присущи, ты научился безупречно устранять, но тем не менее жизнь твоя продолжает быть во многом омраченной – нет ощущения ясности, нет особой теплоты – словно есть какая-то серая пелена, покрывающая твою жизнь. Это означает, что ты устранил только верхний – видимый слой "4Н". Между тем остались еще такие НЭС и НФ, с которыми ты так тесно сросся, что попросту не замечаешь их, не отдаешь себе отчета в том, что это не непременный атрибут жизни, а нечто постороннее, болезнетворное, механическое.

Я видел примеры таких ситуаций, когда человек убежден, что полностью свободен от всех "4Н" и находится в затруднении – "почему же жизнь по-прежнему часто бывает очень серой"? Между тем одного моего взгляда на этого человека бывает достаточно, чтобы увидеть в нем толстый слой НО или НФ или НЭС, которого он сам не видит. Конечно, хорошо, когда рядом есть человек, свободный от "4Н" или активно занимающийся практикой устранения – ему сразу видно многое. Многое может увидеть и самый обычный чувствительный к эмоциональным состояниям человек. Поэтому в любом случае полезно "показаться" таким людям, если такая возможность есть. А практика активного поиска состоит в том, что ты полностью сосредотачиваешься на задаче обнаружения своего незамечаемого тобой негативного фона. Ты думаешь об этом, ты наблюдаешь себя в разных ситуациях, ты непрерывно задаешься вопросом – где же эта дрянь, с которой я так сросся, что и не замечаю ее? Такая активная позиция рано или поздно приводит к результату, и в один прекрасный миг негативный фон может быть обнаружен, после чего устранение его – дело техники и усилий. Таким негативным фоном может оказаться озабоченность разного рода – что окружающие о тебе думают, или что будет в будущем, или как я выгляжу, и т. п. Таким фоном может быть мелкое недовольство, негативное отношение. Упал бутерброд – мелкое недовольство. Споткнулся – мелкое недовольство. Посмотрел на неприятное лицо прохожего – отторжение, услышал неприятный звук или голос – неприятие. Таким фоном может быть стеснительность, чувство долга, чувство ответственности. Спектр довольно широк.

Следующая практика – это практика эмоциональной полировки (ЭП).

Если в данный момент времени ты не испытываешь НЭ, которые ты можешь устранять, и в то же самое время ты не испытываешь просветленного состояния, если ты не чувствуешь какого-то невидимого сияния, словно бы исходящего от твоей эмоциональной чистоты, если ты не чувствуешь переживания особой мягкой экзальтации, то именно это и означает, что в этот самый момент, когда ты этого всего не чувствуешь, в тебе присутствует слабый, очень слабый, незаметный негативный фон. А это – сильный яд. Активный поиск позволяет нам вскрыть те НЭ, которые мы не замечали ранее, но если и он уже не приносит никаких новых открытий, тогда самое время приступать к активной практике эмоциональной полировки. Практика эта состоит в том, что я начинаю прилагать усилия по устранению негативных состояний в то время, когда этих самых негативных состояний… как будто бы и нет! Ну то есть это мне кажется, что их нет. И усилия эти я прилагаю независимо ни от чего – светлое у меня сейчас состояние, серое, смутное или еще какое, замечаю я в себе НЭС, или не замечаю ничего – все равно я прилагаю такое усилие, как будто бы именно сейчас я в себе заметил какую-то НЭ и устранял бы ее.

Делать усилия полировки можно хоть по расписанию, хоть привязав их к каким-то конкретным событиям вроде встречи взгляда со взглядом прохожего и т.п. А лучше полностью подчинить этой практике всю свою жизнь, совершая усилия по устранению с максимально возможной частотой – хоть каждую минуту или, еще лучше, с каждым вдохом.

Сначала это может показаться непростым – как же это прилагать усилие устранения к тому, чего я не воспринимаю? Но если ты достаточно поработал над практикой устранения, то само это усилие тебе должно быть уже хорошо знакомым, поэтому ты просто воспроизводишь это усилие, не заботясь об объекте его приложения. Метод работает потому, что это усилие устранения, натренированное ранее, воздействует на все четыре "Н" независимо от того – замечаем мы их или нет. Так осуществляется окончательная зачистка от негатива. Эту практику нельзя забывать, и надо относиться к ней так же, как мы относимся к чистке зубов, только эти зубы нам надо чистить как можно чаще. Практика полировки необходима и как профилактика. Оставить ее можно будет НЕ РАНЬШЕ, чем ты достигнешь непрерывного переживания Безмятежности или Блаженства (см. в следующих главах), а до тех пор пусть она всегда будет при тебе.

Очень важна последовательность и стабильность приложения усилий. Приведу пример «усиленной эмоциональной полировки» (УЭП):

1) На каждый вдох порождается образ потока света, поднимающегося с низа живота в центр груди. Образ потока должен быть "осязаемым", т.е. поток должен быть "тягучим", светимость – яркая и плотная.

2) На каждый выдох порождается усилие по устранению ВСЕХ восприятий без различения. Сопровождается порождением образа света, мощным взрывом разлетающегося из центра груди во все стороны, и сметающего все на своем пути.

3) УЭП удобно делить на элементарные акты, серии и циклы. Элементарный акт – это один акт УЭП на один вдох-выдох. Серия – это проведенные несколько элементарных актов без перерыва. Цикл – это несколько серий с перерывом между ними. Для отсчета удобно использовать четки определенной длины, чтобы не отвлекаться на сам процесс подсчета.

4) На начальном этапе я рекомендую проводить УЭП сериями по 50 актов. По мере того, как УЭП начнет уверенно получаться, длину серии можно наращивать. Засчитываются только те серии, в отношении которых у тебя есть 100% уверенность в том, что ни один вдох и выдох не были пропущены. В течении одного цикла я рекомендую совершать по 500 актов (т.е. 10 серий). Серии могут быть разделены произвольным промежутком времени, но один цикл должен полностью завершиться в течении одного дня без разрыва сном.

5) Каждый цикл должен быть завершен письменной фиксацией своих наблюдений, причем записи можно создавать прямо во время проведения цикла.

6) В течение для можно проводить сколько угодно циклов.

Критерии, согласно которым можно определить, что ты достиг определенного уровня совершенства в этой практике, я не разглашаю, да в этом и нет никакой необходимости на данный момент.

В этой главе немало говорится об усилиях и о сверхусилии. Скажем о сверхусилии чуть подробнее. Цитирую Дикую Кошку: "Сверхусилия – это когда ты делаешь то, что тебе кажется сейчас невозможным, делаешь несмотря на то, что "не можешь" – вот это настоящая работа, а то получается, что я добираюсь до состояния, когда мне становится хорошо, и прекращаю прилагать усилия, поэтому "хорошо" – это новый уровень свободы от НЭ, но именно в этом "хорошо" они и начинают наступать."

Главное – не сбавлять темпа, наращивать усилия несмотря ни на что. В начале своей практики ты не можешь совершать чистые усилия – просто по причине малого опыта, и вместе с приложением усилия к устранению у тебя имеют место и другие восприятия – например, ожидания результата, НЭ по поводу этого ожидания, ВД и т.п. И чем активнее ты совершаешь сверхусилия, тем больше накапливается груз омрачений, которые сопутствуют твоим усилиям. Получается несколько парадоксальная на первый взгляд штука – попытаюсь разъяснить ее с помощью аналогии – если ты пришел с грязной улицы домой, а дома – сплошь помойка, и ты начинаешь наводить порядок, то с твоей обуви грязь будет сыпаться, и это неизбежно, и чем активнее ты топаешь, тем больше с тебя сыпется мусора, но твои усилия по наведению чистоты все равно приносят более весомый результат, и когда освободится хоть маленький кусочек площади, тогда ты спокойно на нем присядешь, снимешь обувь, почистишь, и с нее перестанут сыпаться куски грязи при каждом шаге. Но и тогда ты еще будешь сорить, поскольку вся твоя одежда пыльная, и когда ты выметешь весь мусор и займешься стиранием пыли, то ты еще раз остановишься, выбьешь хорошенько свою одежду, чтобы с нее больше не сыпалась пыль, и приступишь к дальнейшей зачистке.

В процессе приложения усилий ты неизбежно "топаешь грязными сапогами", и твои усилия усиливают не только твое желание освободиться от НЭ, а и некоторые омрачения. Поэтому со временем интенсивность этих омрачений МОЖЕТ достигнуть некоторого предела, который будет для тебя уже непереносим (а может и не достигнуть). И чем более начальный у тебя период в практике, тем скорее такой предел наступит, потому что твои усилия усиливают заодно и то, чего в тебе больше всего – то есть твои омрачения. Как бы точно ты не старался направить стрелы своих усилий, часть из них будет попадать в молоко. При этом ты будешь чувствовать, что потерян смысл практики, что нависает какая-то тяжесть, и т.д. Желательно до предела, до самой последней невозможности оттянуть тот момент, когда ты сдашься и скажешь – "ну все, я пас, надо остановиться и передохнуть, расслабиться". Но когда такой момент настанет, остается только отдаться своему "отдыху" и "расслаблению" (которые есть ни что иное, как НЭ и ВД и жажда впечатлений и т.д.), и ждать – когда новая волна не вынесет тебя на гребень приложения усилий.

Есть одна задача, которую крайне желательно решить во время такого отката. Она не требует почти никаких усилий, но крайне важна. Необходимо помнить о том, что этот спад не является концом практики, не является поражением. Надо просто отдавать себе отчет в том, что это такой этап практики – "откат". Хотя бы просто вспоминать об этом время от времени – это уже важно. А если еще удастся вести записи и в вялотекущем режиме исследовать это состояние спада, то это будет самым скорым способом преодолеть отравление и вернуться к практике.

И когда начнется новый подъем в приложении усилий, то ты увидишь, что ты словно заново родился – ты вдруг ни с того ни с сего стал "знать" – как прилагать усилия. Это, конечно, не "ни с того ни с сего", а у этого неожиданного подарка есть своя причина – твои сверхусилия, приложенные ранее. Именно поэтому очень важно стараться как можно дольше оттянуть спад – именно это приложение сверхусилий тогда, когда, кажется, уже нет никаких сил, определяет "величину" этого подарка на новом витке цикла.

Чем активнее проводится практика устранения 4Н, тем скорее она проникнет в твой сон. Если раньше тебе время от времени могли сниться сны, в которых ты испытывал негативные эмоции, то теперь тебе начинает сниться, что возникающие во сне эмоции ты начинаешь устранять, и в конце концов привычка устранять 4Н так прочно входит в твою жизнь, что безупречное устранение охватывает и бодрствующий период, и сон. В результате твое переживание свободы от 4Н уже не прерывается во время сна на несколько часов, и это, конечно, очень серьезно сказывается на всей твоей практике.

Когда круг негативных эмоций разорван, то оказывается, что этим дело не ограничивается, и мы оказываемся за пределами также и многих позитивных эмоций. Негативные и позитивные эмоции, как оказывается, образуют единый круг, то есть можно сказать, что негативные эмоции – это лишь условно темная часть эмоционального круга, а позитивные – это условно светлая часть, но тем не менее это единый круг, нахождение в котором несовместимо с переживанием просветления. Удобно всю совокупность эмоций назвать эмоциональным миром человека, эмоциональным его телом. Когда рассыпается его негативная часть, то он уже не может существовать и в своей позитивной части. Таким образом происходит полная перестройка эмоционального тела, вернее – растворение в чем-то большем. Оно словно лопается и рассыпается, и оказывается, что это эмоциональное тело являлось стеной, скрывающей от нас грандиозный мир переживаний. Так наверное цыпленку очень ценной и красивой кажется его скорлупа, но когда она разрушается, то он уже не сожалеет о ней, потому что ему открывается нечто поразительное за ее пределами. Я никогда не видел цыпленка, пытающегося склеить обратно свою скорлупу только потому, что для других – еще не вылупившихся цыплят – потеря ее кажется чем-то чудовищным, смертельно опасным. Я не видел еще ни разу человека, который, добившись безупречного устранения "4Н", пытался бы вновь вернуть себя в плен обыденности.

Итак, эмоциональное тело растворяется, преображается, становится "озаренным эмоциональным", слитым с переживанием тихой радости, и мы понимаем совершенно ясно, что положительные и отрицательные эмоции – это в самом деле одно и то же. Если есть радость от приобретения, т.е. казалось бы "положительная" эмоция, то значит будет и огорчение от потери. Интеллектуально это понятно, но впитанным в нас знанием это становится именно после практики устранения негативных эмоций и растворения позитивных. Это части единого целого – эмоционального тела человека, которое, выполнив свое какое-то инкубационное предназначение, становится преображенным. К положительным эмоциям я не отношу безотчетное восхищение, беспричинную внутреннюю радость, т.е. светлые переживания, имеющие привкус вечности. Под положительными эмоциями я понимаю именно обратную сторону отрицательных. Скажем – есть страдание от отсутствия обладания желаемым объектом - это негативное чувство, а есть радость от обладания – это позитивное чувство. Есть лень, а есть ажиотаж по достижению чего-то. Все это практически оказывается единым целым – скорлупой, удерживающей наше осознание.

Есть еще одно заметное отличие переживаний от эмоций: эмоции всегда имеют причину, повод, концептуальную подоплеку, а переживания всегда беспричинны. После того, как родилось понимание того, что положительные эмоции – это тоже ненужное бремя, мы теперь к своей практике, которую раньше применяли только к негативным эмоциям, можем прибавить такую же практику, но в применении к позитивным эмоциям, которые для нас стали очевидно ненужными и омрачающими, и в результате успешной работы в этом направлении мы становимся все более и более способны моментально, часто, глубоко, интенсивно, продолжительно переживать чистую глубокую радость и чистое сознание.

По мере того, как достигается все более высокая степень свободы от 4Н, мы видим, что отнюдь не лишаемся чего-то значимого, не становимся ограниченными, сухими, закрытыми. Наоборот – восприятия углубляются, обостряются за счет прихода озаренных эмоций и первых проблесков Переживаний.

У человека много таких скорлупок наподобие эмоционального тела. Все они в свою очередь образуют склеенную некой силой совокупность, своеобразную стену. Преобразив эмоциональное тело, трансформировав его с помощью устранения "4Н" и последующего естественного затухания или устранения механических положительных эмоций, мы пробили первую брешь в этом кругу, и с этих пор эта стена потеряла свою такую казалось бы несокрушимую устойчивость. Она закачалась, и другие ее части стали выявлять и себя и свою уязвимость. Они еще скрыты в тумане, но по мере того, как мы кирпич за кирпичом вынимаем из этой стены, свет проникает к нам и освещает все больше и больше. Возможно, что аналогия стены не совсем удачная в практическом аспекте, потому что исходя из практического удобства мне кажется более подходящей аналогия нескольких слоёв облаков, лежащих один поверх другого. Когда один слой рассеян, то нам становится доступным тот, который лежал под ним. Когда эмоциональное тело трансформировано, оно становится "прозрачным" и перестает заслонять собой другие области сознания. Из чего собственно вырастают негативные и позитивные эмоции? Они вырастают из интерпретаций. Просто пинок под зад не может вызвать никакой эмоции – это всего лишь телесное ощущение. Просто фраза "какой ты классный!" не может вызвать никакой эмоции – это просто слова. Эмоции вызваны интерпретациями этих слов, т.е. отношением к этим словам, исходящим из того – насколько они укладываются в рамки наших концепций. Именно отношение человека к тому или иному явлению является причиной того, что возникает эмоция. Теперь, когда негативные эмоции устранены, то, что их поддерживало, то, что скрывалось под ними – интерпретации - выпятилось наружу, и наше внимание легко касается их. Можно еще сказать, что интерпретации – это застарелые концептуальные сгустки. Они когда-то были сформированы определенным образом, потом длительное время их форма поддерживалась и отшлифовывалась так, чтобы разные сгустки минимально конфликтовали друг с другом, и теперь мы находимся в окружении этих сгустков. Эти сгустки так плотно нас обступили, что любое восприятие, прежде чем дойти до нас, проходит непосредственно через один из этих сгустков или в непосредственной близости от него, в результате чего каждое восприятие приходит к нам, уже окрашенное определенным отношением, провоцирующим возникновение той или иной эмоции. В обыденной жизни легко увидеть все это. Задайте любой вопрос любому человеку – о смысле жизни, о том – есть ли жизнь на Марсе, о том – что можно и что нельзя – задайте ему любой вопрос, и вы с изумлением увидите, что у этого человека обязательно найдется какой-нибудь ответ, причем, отвечая, он будет чувствовать себя так, словно в самом деле его ответ что-то означает. Вы когда-нибудь слышали ответы типа "я мало думал об этом – я пока не знаю" или "у меня нет ясной опоры для того, чтобы сформировать мнение на этот счет, и поэтому я пока не знаю – как ответить" и т.п.? Такой ответ редко услышишь. Это и является следствием наличия концептуальных сгустков – комплексов интерпретаций. Мой вопрос доходит до человека уже прошедшим призму интерпретаций, после чего вызывается комплекс эмоций, который и определяет то – как человек будет отвечать - подумав или нет, и если подумав – то как именно и в каких рамках будет проходить это обдумывание. Итак – область интерпретаций, порожденных концепциями - это следующее ограничение, которое испытывает человек, попадая в состояние просветления от трансформированного эмоционального. Теперь необходимо трансформировать и его путем прямого устранения механических интерпретаций и тщательным исследованием порождающих их концепций. И поскольку интерпретации – это часть концептуального мира, то приступая к этой задаче, тем самым мы приступаем к работе над миром концепций.

По мере того, как мы освобождаемся от НЭ, рождается осознание, что вовлеченность в НЭ – это специфический вид наркозависимости. Наиболее точная аналогия – с наркозависимостью от марихуаны. У тех, кто "сел" на марихуану, нет физиологической зависимости, но есть не менее тяжелая психологическая зависимость. Без марихуаны мир становится сер и невыносимо однообразен, скучен, а нащупать внутреннее содержание своей жизни – это ж надо чтобы было стремление, жажда жизни, а марихуана убивает стремление на корню, и в результате мы имеем человека-растение, жаждущего все новых и новых впечатлений от своего наркотика. С негативными эмоциями ситуация точно такая же – отказаться от них, это означает отказаться от всех впечатлений, с ними связанных. Эти впечатления мучительны, они делают из нас даже не растение, а просто нечто мертвое, но отказаться от них – значит оказаться в мучительной пустоте своей бессмысленной жизни... Осознание себя как наркомана, севшего на "иглу" негативных эмоций, и сидящего на ней уже десятки лет – это очень важный шаг в практике. Это помогает понять всю серьезность нашего психического заболевания, это помогает собрать все свои силы на борьбу с таким чудовищным омрачением. Ситуация отягощается еще и тем, что 100% людей, окружающих нас, – такие же наркоманы.

Признаком хорошо продвигающегося процесса устранения НЭ является возрастающая способность замечать НЭ в других людях. Совершенно ничтожная реакция другого человека – реплика, жест, слово, в которых никому и в голову не придет распознать НЭ, тобой будет восприниматься как яркое проявление НЭ. Ты будешь чувствовать НЭ в людях с такой очевидностью, как будто они кричат об этом во весь голос. Ты начнешь видеть лица людей как открытую книгу, где все написано об их эмоциях. Никто не сможет скрыть от тебя тот факт, что он испытывает НЭ. В какой-то момент ты даже можешь почувствовать себя среди мертвых роботов, населяющих нашу землю – среди каких-то монстров, принявших вид людей, живых трупов. Только теперь ты начнешь понимать – что такое НЭ – какой это страшный яд, и каким ты был до того, как освободился от них.

Когда ты чувствуешь себя совершенно готовым к завершающему штурму, когда устранение «4Н» происходит за долю секунды, когда активный поиск уже ничего не выявляет, когда практика эмоциональной полировки превратилась в последнее действие, имеющее смысл, тогда можно начинать забеги на безупречность. Мы отсекаем промежуток времени, в течении которого нам удается быть полностью безупречным в устранении «4Н». И каждый час, проведенный в этом состоянии, это накопление важного возраста состояния безупречного устранения. Есть один тонкий момент, который нужно ясно сознавать. Допустим, некто мне говорит – сегодня с 9 до 10 утра я был безупречен в устранении «4Н». Тогда я его спрашиваю – ты ТОЧНО уверен, что это так? Если есть хоть малейшее сомнение – значит это не было безупречностью, потому что это означает, что в какой-то момент времени я не контролировал этот процесс, и в этот момент НЭС могли проникнуть, и более того – почти наверняка проникли. Безупречным можно считать только такой период времени, в отношении которого ты совершенно точно уверен, что условия безупречности выполнялись. Ведь если тебя спросят – точно ли ты уверен, что ты ничего не ел в течении этого часа, то совсем несложно сказать – да, я в этом убежден. Это потому нам легко сделать, что процесс поедания нами контролируется легко. Если ты стал мастером по безупречному устранению «4Н», то ты точно также будешь совершенно точно знать – был ты безупречен в какой-то период времени, или нет.

Если спросить недостаточно опытного практикующего – «испытывал ли ты сегодня какие-то НЭ хотя бы на секунду» – то он задумается, и даже если он даст отрицательный ответ, то все равно он не будет в этом ответе уверен на все 100%. Это и является свидетельством того, что в течении какого-то времени человек «спал», а значит наверняка испытывал НЭ.

Если я поставлю перед собой задачу в течении 5 минут безупречно устранять НЭ, и все эти 5 минут буду ежесекундно контролировать их возникновение, то по истечении этого срока на тот же вопрос я отвечу совершенно уверенно, без тени сомнений – ведь я был «включен» в процесс контроля и безупречного устранения НЭ ежесекундно.

Накапливай возраст нахождения в состоянии безупречности, продолжай работу с концепциями и работу по прекращению механического внутреннего диалога и механических желаний (см. в следующих разделах), и постепенно переживания начнут проявляться.

Окончательный этап практики устранения 4Н (но не окончательное освобождение от них) приходит тогда, когда мы до такой степени преуспели в устранении 4Н, что в каждый момент времени мы имеем совершеннейшую ясность и уверенность в том, что за прошедший день (неделю, месяц, год) мы ни разу не позволили какой-либо НЭ длиться более, чем пол секунды или четверть секунды.

Такой уровень практики, когда в течении всего времени осуществляется ежесекундный контроль и безупречное устранение НЭ, назовем «совершенным устранением». Совершенное устранение – последний этап всей практики устранения НЭ, поскольку через какое-то время после достижения этой стадии негативные эмоции попросту перестанут возникать, а Переживания станут заполнять собой всё.

Иногда в процессе устранения негативных эмоций возникает ощущение пространства, внутреннего холода. Словно образуется некая полость, огражденная прочными стенами, за которыми остаются все влечения, страдания, удовольствия. Внутри этой полости господствует покой пустоты и хрустальная прохлада, между тем эта пустота имеет настолько ярко выраженную потенциальность, что никакого дискомфорта или омертвления не ощущается, а совсем наоборот. Здесь - отдохновение от механических страстей. Здесь место, куда ничто ложное не проникнет. Механические вибрации личности разбиваются о стену, но все же, несмотря на невозможность их прямого влияния, они еще продолжают влиять косвенно на мироощущение. Этот холод нужно просто переждать. Он пройдет, и проявятся переживания. Надо помнить о том, что большая пауза отделяет нас от завершения работы по устранению «4Н» до прихода ярких переживаний, поскольку инерция нашей предыдущей жизни, отравленной НЭ, еще некоторое время проявляется.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002