на главную
Главная » Практика » Путь к Ясному Сознанию

Эмоции

Свобода от эмоций



День за днем, минута за минутой люди испытывают ревность, жалость, страх, гнев, раздражение, недовольство, обиду, бешенство, недоумение, оскорбление, злость, зависть, опасение, беспокойство, презрение, отвращение, стыд, настороженность, апатию, лень, грусть, разочарование, жадность и так далее – да какое же тело это выдержит! Я абсолютно уверен, что почти НЕТ физических болезней, что все они – болезни психические. Просто наше тело довольно инертное, и разрушается не сразу. Негативные эмоции (НЭ) медленно разрушают наше тело, но гораздо быстрее они выедают нас изнутри, и еще много лет может бродить по земле, постепенно разлагаясь, внешне живое тело, внутри которого уже ничего давно нет.

Возможна ли свобода от НЭ? Спросите любого человека – испытывает ли он НЭ? Он ответит – конечно, иногда испытываю. Слово "конечно" как раз и отражает непоколебимую уверенность в том, что иначе никак невозможно. Но свобода возможна. Я предлагаю путь, ведущий к свободе. Преодоление НЭ – самый первый шаг, за которым открываются необозримые миры пространств состояний. Есть, впрочем, такие люди, которые верят в то, что можно перестать испытывать НЭ. Они для этого занимаются йогой, дышат, сидят, читают мантры и прочее. От некоторых НЭ это и в самом деле их спасает, но это капля в море. Они верят, что когда-то – в каком-то бесконечно далеком будущем, они смогут прекратить НЭ, но они ни за что не поверят, что это можно сделать не через 50 или 500 лет, а прямо сейчас – в течении одного года упорной работы.

Наш мир – это мир эмоций – можно сказать это без преувеличения. Откройте любую так называемую "художественную" книгу, которая считается хорошей и глубокой, и там вы найдете утонченные эмоции, сильные эмоции, сложные эмоции, и если у читателя возникает комплекс эмоций при чтении книги, то именно это и является основанием считать книгу хорошей.

Какой человек хороший? Тот, кто вызывает приятные эмоции. Какая ситуация неблагоприятна? Та, в которой возникают так называемые отрицательные, неприятные, негативные эмоции. Какая мысль интересна? Та, что вызывает эмоцию любопытства, довольства или изумления. Мысль правильная, но не вызывающая эмоций, неинтересна, сера и скучна. Весь наш мир крутится вокруг эмоций. Они выступают в столь многочисленных проявлениях, они так тесно вплетены в жизнь, что иногда кажется, что за ними ничего и нет более – все, что мы можем, это утончать свои эмоции, все более усложняя их, закручивая, соединяя друг с другом, делая их более многослойными или интенсивными.

Тем более странным, наверное, покажется мое заявление, что эмоции – это просто верхушка айсберга, это только тень. Давайте вместе проведем один эксперимент: возьмем к примеру переживание одиночества – допустим, что это тяжелое, неприятное для меня переживание. И вот я смотрю на себя в тот момент, когда испытываю это одиночество и пытаюсь его и себя исследовать – мне интересно - как будет вести себя эта эмоция в зависимости от того, что я делаю и о чем я думаю. К примеру, я думаю так:

"Сейчас я одинок – и слава богу, наконец-то у меня есть немного времени побыть одному и не строить из себя что-то, можно спокойно о чем-то подумать". Далее я думаю: "Вечно вокруг меня люди – вот сколько я живу, постоянно есть приятели, девушки, то, сё... и их еще будет огромное количество – надо пользоваться моментом и насладиться одиночеством". Далее: "Сейчас я могу наконец-то не быть никому ничем обязанным – я не обязан улыбаться, не обязан слушать или говорить".

В результате я замечаю, что мое негативное переживание одиночества ослабело. Или вовсе исчезло и сменилось приятным состоянием. Далее я говорю себе: "Да, а если бы тут была симпатичная девушка, я бы сейчас смог насладиться ее улыбкой, я бы смог привлечь ее внимание и отдать ей свое, нам бы было интересно поговорить, я бы смог к ней прикоснуться и испытать восторг эротических чувств". "Сейчас где-то кто-то наслаждается общением с кем-то, а я тут один". "Вот я испытываю желание поделиться с кем-нибудь своей мыслью или нежностью – а не с кем". И так далее. В результате – обострение негативного переживания одиночества. Невероятно интересно, хоть и сложно, "покачаться" туда-сюда. Пожалуй, именно такое "качание" приводит к вскрытию удивительных состояний сознания – будь то раскачивание на переживании одиночества, или ревности или чего угодно другого.

Что же я вижу? Я вижу, что мои эмоции – это всего лишь продукт моей точки зрения! Они всецело зависят не от ситуации, как может показаться, а только от интерпретации этой ситуации. Любая эмоция может быть сама собой или превратиться в свою противоположность исключительно в зависимости от того, как я смотрю на мир. Сесть на солнце или сесть в тень – наличие тени или жарких солнечных лучей зависит исключительно от моего положения, от того – как я располагаю свое тело. Наличие тех или иных эмоций целиком зависит от того, каков мой выбор – как я выбрал интерпретировать некую ситуацию. И конечно, если я вижу, что мои негативные эмоции мне не нравятся, и если я понимаю, что они возникают исключительно потому, что я выбираю определенные интерпретации, то я прихожу к предположению, что негативные эмоции можно взять да и прекратить. Человек, который не понимает, не видит этой всецелой зависимости эмоций от интерпретаций, будет полагать, что эмоции зависят исключительно от самой ситуации, ну а поскольку мы отнюдь не всегда можем изменить обстоятельства, то возникает ощущение, что ты находишься в безнадежной тюрьме. В худшем случае получается пессимист, погруженный по уши в негатив, а в лучшем случае получается "революционер", который кладет свою жизнь на то, чтобы изменить обстоятельства так, чтобы они не приводили к ситуациям, которые "вызывают" в нем негативные эмоции (на самом деле это попытка так построить свою жизнь, чтобы не возникали ситуации, которые данный человек привык интерпретировать как негативные). Ну и конечно же этот путь также ни к чему не приводит – вечный конфликт интересов, вечная неопределенность самих точек зрения человека, вечная подверженность всего и вся к изменениям – все это делает из "революционера" рано или поздно еще одного пессимиста.

Определимся с термином "негативная эмоция". Этим термином мы будем называть такие эмоции, которые нам не нравятся, после которых наступает помутнение, потеря мотивации, потеря радости от жизни, общее утомление, отупение, потеря энтузиазма. Каждый сам может сформировать для себя список тех эмоций, которые он готов включить в список негативных. Для краткости в дальнейшем я буду использовать аббревиатуру НЭ. Положительными назовем такие эмоции, которые приводят к приливу энтузиазма, более светлому, энергичному настроению, и к временной мобилизации сил.

Итак, поскольку я вижу, что возникновение негативных эмоций зависит исключительно от интерпретации ситуаций, а не от самих ситуаций, то я начинаю видеть цель, и эта цель – изменение интерпретаций. Надо обратить внимание и на то, что есть и вторая причина возникновения негативных эмоций – это просто механическая привычка их испытывать в определенной ситуации. Когда-то интерпретация или подражание питало ее, но со временем, в течении многократных повторений я уже попросту привыкаю испытывать негативную эмоцию. Поэтому наряду с прекращением интерпретаций, приводящих к негативным эмоциям, необходимо еще и переломить привычку их испытывать.

Потом возникает страх. Этот страх говорит мне: "Как! Ты собрался отставить в сторону негативные эмоции? А что тогда останется? Ты станешь бревном!" Есть и другое: есть сожаление – просто жалко лишаться НЭ и хочется прекратить всяческие эксперименты, потому что это какие никакие, а "мои" эмоции, "мои"...Это как лишаться части себя. Кроме того НЭ приносят нам кучу впечатлений, с которыми также жалко расставаться.

Однако, если ставишь перед собой задачу устранения НЭ и решаешь ее, то кроме страха и сожаления возникает еще кое-что – возникает совершенно особое состояние, переживание – нечто, что гораздо глубже НЭ. Когда чувствуешь ЭТО, то ясно понимаешь – эмоции – это просто верхушка айсберга, и тогда я превращаюсь в весы – на одной чаше страх и чувство потери собственности, на другой – восторг прикосновения к чему-то глубокому, сильному, интенсивному, неописуемому в своей связи с истиной, любовью, чувством реальности.

"Я вижу, что мои эмоции – это всего лишь продукт моей точки зрения." Таков главный вывод. И этот вывод конечно выглядит глубокомысленным, или наоборот – банальным. Но дело то в том, что вывод только и остается выводом, и это так скучно – выводов полно, но мало дел. Надо начать жить так, чтобы этот вывод стал практической частью жизни, и только тогда этот вывод приобретет ценность, иначе слова просто останутся словами.

Я видел иногда, что люди соглашаются с моими выводами. Но я крайне редко видел, чтобы эти выводы воплощались в жизнь.

Давайте немного продлим наши выводы. Итак, эмоции – это всего лишь продукт точки зрения. Однако – только ли эмоции являются таким продуктом? Возьмем простой пример из жизни: когда я сажусь в автобус и еду куда-то, я испытываю спокойное и светлое чувство – есть время подумать, есть время просто поглядеть в окошко и отпустить свой разум, что-то почувствовать... Когда я прихожу домой и просто сажусь и сижу – мне становится беспокойно, я чувствую, что теряю время. Бывает такое?

Если я представляю себе, что впереди что-то очень интересное и захватывающее, то я начинаю ощущать это. Если я начинаю представлять, что впереди скука какая-то, то я ощущаю эту скуку и бесперспективность.

Вся жизнь может стать неинтересной, если я уверен, что она неинтересна. Теперь такой вопрос – станет ли в самом деле она интересной, если я вспомню те состояния, когда жизнь казалась мне многообещающей и увлекательной и представлю себе, что испытываю эту увлекательность? В самом ли деле вскроется что-то в жизни, если не мешать этому вскрываться – не мешать пережевыванием мыслей о том, что открываться то нечему?

Наша голова – это компьютер, это беспрерывно работающий компьютер. Мы постоянно описываем себе – где я, кто я, что я делаю, какие у меня перспективы. Как-то я шел по улице и думал о том, что неплохо бы сейчас оказаться где-нибудь в незнакомом месте – ощутить прелесть того, что никто тебя не знает, ты сам не знаешь – куда выйдешь, незнакомый город, незнакомые люди – я люблю так иногда брать и приезжать куда-то – и никогда не знаешь – приехал ты сюда на выходные или на месяц или на год. И в этот момент мне пришла в голову забавная мысль. Я спросил себя – а почему я здесь не могу ощутить себя как в незнакомом городе? Для этого я просто должен перестать узнавать местность. Я должен отсечь ту часть работы интеллекта, которая исподволь говорит мне – где я, узнает место и идентифицирует его. Я попробовал сделать это и у меня получилось – я испытал те же самые ощущения, что и в незнакомом городе, я совершил "путешествие", я испытал прелесть прикосновения к неизвестному и что-то внутри меня освободилось и я испытал ряд интересных переживаний.

Это можно было бы назвать самообманом, не так ли? Но я думаю, что все наоборот – мы ежеминутно, ежесекундно обманываем себя, говоря себе – это все уже знакомо, все известно – что есть, что будет, где я буду через минуту и т.п. Непрерывно работает компьютер в голове и пока он работает – будьте уверены – 99% всего интересного, что можно было бы испытать, проходит мимо. Ваш компьютер обманывает и говорит, что все известно. Фактически получается так, словно на мир накладывается схема описаний, которая не позволяет вырваться за ее барьер.

Я просыпаюсь утром. Я говорю себе – я дома, это мой дом, это моя квартира, я в своем городе, я буду делать то-то и то-то, такие-то планы, на улице дождь, противно, мрачно, бесперспективно... всплывает весь ряд ассоциаций и привычек, связанных с этим описанием, и я становлюсь серым пустым существом.

Я просыпаюсь утром. Я знаю, что сейчас может произойти все, что угодно. Что может открыться что-то новое в душе независимо от того – где я и кто я, что в любой момент моя жизнь может измениться, что это немного страшно, но очень интригующе. И особенно моя жизнь может измениться, если я прибегну к неким действиям, освобождающим меня из стереотипов восприятия и отношения к миру. И я чувствую, что прикасаюсь к пульсу жизни, и со мной в самом деле начинают происходить удивительные вещи – какие-то интересные, новые мысли, настроения, я начинаю вести себя как-то иначе, открывается путь вовнутрь.

Вот еще интересное приложение этого подхода – оно будет понятно тем, кто иногда испытывает потребность любить. Раньше я испытывал эту потребность и мой компьютер в голове говорил мне – я хочу любить, но ведь некого! Ну нет сейчас рядом со мной такого человека, который бы меня восхищал, к которому я мог бы испытать эту любовь. И мне становилось как-то серо, тускло и противно. Так длилось годами, и каждый раз, когда рядом со мной не было человека, к которому я в явном виде мог бы проявить свою любовь, я ее и не проявлял, естественно, и даже и не испытывал. И каждый раз чувствовал себя серым и тусклым в этой ситуации. Пришел день, когда я спросил себя – а собственно, какая разница? Я хочу испытывать любовь – сейчас. Имеет ли значение, что сейчас ее испытывать не к кому? Может мне просто вообразить такого человека? Ведь для меня ценно именно чувство любви, а к кому – так ли это важно? Я попробовал себе вообразить какую-то девушку, какой-то образ сложился и я понял, что нет, какой-то образ любить нельзя – не выходит. Тогда я по-другому поставил вопрос – а может быть я смогу испытывать свою любовь, если приму такую гипотезу – где-то есть человек, которого я бы любил, если бы знал. Мои органы чувств его не видят – он возможно очень далеко. Но мое сердце его чувствует и хочет его любить. Почему я должен тормозить свою любовь размышлениями? Это все равно, что сказать – сейчас ночь, милая, очень темно, я тебя не вижу – как я могу тебя любить? Глупо? Глупо. А эти ситуации очень похожи – я не вижу, не слышу, даже не знаю о существовании этого любимого человека – не знаю, но ЗНАЮ, чувствую, и именно потребность его любить и является тем самым непосредственным знанием. Приняв такую гипотезу к рассмотрению, я обнаружил, что способен испытывать любовь! Я чувствовал себя в тот момент немного психом, как бы стеснялся своего рассудка, потому что рассудок шептал – ну ты даешь... ну как можно вообще любить неизвестно кого? Это какой-то бред... Однако мне пришлось выбирать. Либо приверженность рассудку, либо переживание любви. И тогда мне пришлось сказать – возможно это маразм, возможно это все иллюзия и глупость и сумасшествие – но мне НРАВИТСЯ это – пусть это называется как угодно – глупость, иллюзия, сумасшествие – как угодно. Главное – есть главное – переживание.

Впоследствии такое переживание любви-как-бы-ни-к-кому позволило мне переживать ее столько, сколько вообще я был способен вынести, этому не мешали личные отношения с этим как-бы-человеком – ведь наши личности не пересекались. И конечно именно после такой практики "внеличной" любви я смог любить и через посредника – через личность.

Ничто так не ограничивает нашу жизнь, как "понимание" того, что наша жизнь ограничена. Мои эксперименты привели меня к выводу: эмоции – это не неотъемлемая часть "меня" – это нечто такое, чем можно вполне свободно манипулировать. Я пришел к выводу, что негативные эмоции – это некий багаж, который я несу по инерции, но который мне не нужен, и я хочу сбросить его. Так я поставил перед собой задачу прекращения негативных эмоций, и решение этой задачи оказалось крайне интересным и непростым делом.

Прежде, чем перейти теперь к подробному описанию метода устранения негативных эмоций, хочу сказать, что устранение НЭ – это совершение некоторого специфического усилия. Это усилие нуждается в поиске, в тщательной отработке многочисленными экспериментами и упражнениями. Разные варианты такого усилия и разные варианты описания такого усилия я опишу ниже.

Если это усилие совершено правильно, то после устранения НЭ я переживаю чувство освобождения, чувство особой "тихой радости", свежести. Конечно, сразу не удастся, наверное, так чисто устранять НЭ, чтобы каждый раз испытывать эту тихую радость, поэтому имеет очень важное значение после каждого акта устранения НЭ просто вспомнить о своем стремлении к свободе, постараться вспомнить себя в состоянии свежести, ясности, тихой радости.

Как отличить устранение НЭ от подавления? Ведь все мы время от времени подавляем свои НЭ, поскольку их испытывание грозит нам чем-то. Ясное отличие состоит именно в этом переживании тихой радости после прекращения НЭ. Если после акта устранения НЭ возникает какая-то тяжесть, усталость и т.п., то это означает, что произошло не устранение, а именно подавление или неполное устранение. При устранении человек стремится к свободе, а при подавлении бежит, гонимый страхом. Об этом далее также будет сказано подробнее.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002