на главную
Главная » Практика » Путь к Ясному Сознанию

Краткое резюме начального этапа практики прямого пути (ППП)

I. Определение терминов.

1.1) Восприятия, проявляющиеся в том месте, которое мы называем «человек», удобно разделить на три класса: «омраченные личностные восприятия» (ОЛВ), «озаренные (просветленные) личностные восприятия» (ПЛВ) и «Высшие Переживания» (далее – просто «Переживания».

1.2) Восприятия из каждого класса делятся на 5 групп: а) ОЛВ – это омраченные эмоции (негативные и позитивные), омраченные мысли (опирающиеся на логику и догматические), омраченные желания, омраченные ощущения, омраченное различающее сознание. б) ПЛВ – это озаренные эмоции, озаренные мысли, озаренные желания, озаренные ощущения, озаренное различающее сознание. в) «Переживания» – это Блаженство, Ясность, Устремленность, Пустота, Единство. Так как словом «Переживание» часто обозначают самые разные восприятия, то я буду его писать с большой буквы для напоминания о том, что это совершенно особый вид восприятий.

1.3) Есть два способа проявления восприятий: мы условно называем их «бодрствование» и «сновидение». Сновидение не является негативным состоянием. И во сне и наяву могут проявляться все три класса восприятий.

1.4) Термином «просветленное состояние» я буду обозначать такое состояние, когда проявлены только озаренные личные качества и/или переживания.

1.5) Омраченные эмоции бывают двух видов – «негативные» и «позитивные». Негативные делятся на два типа: «разрывающие» и «сдавливающие». Разрывающие – это ненависть, раздражение, гнев, ревность, злость, агрессия, недовольство, негодование, обида, бешенство, презрение, отвращение, антипатия и др. Сдавливающие – это жалость к себе, жалость к другому, апатия, скука, тоска, горе, уныние, ностальгия, серость, тревожность, неудобство, смятение, ужас, озабоченность, стыд, грусть, разочарование, леность, опасение, беспокойство и др. Позитивные эмоции – это довольство обладания всех видов, довольство достижения всех видов, гордость, злорадство и др.

1.6) Омраченные мысли подразделяются на два типа – опирающиеся на логику и догматические. Опирающиеся на логику мысли появляются в результате рассуждений (в рамках любой логики). Догматические мысли появляются потому, что ты выбрал их считать верными под влиянием силы, авторитета, простой привычки, страха, обычаев и т.п.. Устойчивые комплексы омраченных мыслей мы называем «концепциями». Концепции удобно разделить на несколько классов: «предпочтения», «ожидания», «цели», «оценки», «бытовые концепции», «нравственность», «абстрактные концепции» и др.

1.7) Омраченные желания проявляются или по привычке, или как следствие проявления других омраченных качеств. В результате их реализации мы испытываем негативные эмоции, напряжение, тяжесть и т.п.

1.8) Ощущения – это тот класс восприятий, совокупность которых мы называем «физическим телом». Омраченные ощущения – усталость, слабость, вялость, тяжесть, инертность, дискомфорт, болезнь и др.

1.9) Омраченное различающее осознание – это различение, проявляющееся по привычке. Я приведу два примера автоматического, омраченного различающего осознания. Мы привыкли различать «стул» и «пол» как два разных объекта, и никогда не отдаем себе отчета в том, что можем назвать это «стулопол», и это будет не менее верным. Ручку можно разделить на стержень, пружинку и т.д., но мы по прежнему будем видеть все ту же ручку «в разобранном виде».

1.10) Озаренные ощущения – свежесть, энергичность, мышечная радость, наполненность приятной вибрацией и т.д.. а также те ощущения, которые я называю «физическими Переживаниями». Они появляются в результате проявления Переживаний, и о них речь пойдет позже.

1.11) Озаренное различающее осознание полностью свободно от привычек и может как проявляться свободно, так и не проявляться вовсе.

1.12) Озаренные эмоции – это нежность всех видов, предвосхищение, восхищение, беспричинная радость, легкая экзальтация, восхищение, приязнь, переживание красоты, симпатия всех видов и др.

1.13) Озаренные мысли – это мысли, не обусловленные ни привычкой, ни логикой. Они проявляются спонтанно и обладают особым «вкусом» истинности. Можно сказать, что озаренные мысли «нравятся», они кажутся наполненными значением особой глубины.

1.14) Озаренные желания возникают спонтанно. У них может быть видимая причина, а может и не быть.

1.15) Обычный человек в наше время испытывает только ОЛВ, очень редко он испытывает ПЛВ в слабо проявленном виде, почти никогда не испытывает ПЛВ в чистом виде, и никогда не испытывает Переживаний.

1.16) Все восприятия из одного класса «поддерживают» друг друга, то есть за проявлением восприятия из одного класса следует восприятие из того же класса. За омраченными мыслями следуют омраченные эмоции и так далее. В свою очередь ПЛВ также сопутствуют друг другу, и проявление озаренной эмоции создает благоприятный фон для проявления озаренной мысли и т.п. То же и с Переживаниями.

1.17) ОЛВ абсолютно несовместимы ни с Переживаниями, ни с ПЛВ, так что если сейчас проявлено ОЛВ, то в этот же момент не может проявляться ни ПЛВ, ни Переживание.

1.18) ПЛВ полностью совместимы с Переживаниями! Это означает, что просветленный человек не становится оторванным от жизни других людей – в нем могут проявляться озаренные эмоции, озаренные мысли и озаренные желания.

1.19) Взаимная «поддержка» восприятий дает нам критерий для определения «видовой» принадлежности восприятия. Если в результате какого-то восприятия проявление Переживаний или ПЛВ остается неизменно ярким, чистым или даже усиливается, то это восприятие нужно отнести к классу этих двух. В противном случае его надо отнести к классу ОЛВ.

1.20) Часто полагают, что желания, мысли и эмоции несовместимы с просветлением. Я же на основании своего опыта утверждаю – это неверно. Это верно, только если имеются в виду омраченные восприятия. Обычный человек испытывает почти исключительно ОЛВ, и для него просто может быть непонятно – что же это такое «озаренные восприятия», и свои омраченные восприятия он может принимать за озаренные – такой самообман возможен, но все равно я считаю неверным говорить о несовместности личных восприятий с просветлением, ведь в этом случае формируется ложный образ просветленного человека как человека отупевшего, потерявшего всякую чувствительность, оторванного от реальности, ушедшего от остальных людей в какие-то призрачные области измененного сознания (что-то вроде сильного наркотического отравления), и в результате возникает отвращение к самой идее просветления.

II. Определение практики прямого пути (ППП).

2.1) Если в человеке возникают отзвуки ПЛВ, то в нем проявляются в том числе и два особых озаренных желания – желание испытывать ПЛВ чаще и сильнее; и желание испытывать ОЛВ реже и слабее. Назовем совокупность этих двух желаний «желанием просветления».

2.2) Под влиянием желания просветления иногда совершаются какие-то действия, направленные на достижение просветления. В зависимости от своих предпочтений человек выбирает тот или иной способ действий (практику).

2.3) ППП – один из путей, ведущих к просветлению. Отличается тем, что ведет к начальной стадии просветления (т.е. к полному устранению всех негативных эмоций и концепций и началу проявлений Переживаний) очень быстро – за несколько лет (иногда за год-два) упорной практики.

2.4) ППП основана на загадочном умении человека учиться испытывать определенные восприятия. Я поднимаю руку, и этот «простой» акт – проявление этой способности. Ведь я не знаю – КАК я это делаю. Даже тот, кто умеет управлять отдельной мышцей, и он не знает, как он это делает. Он может лишь сказать, что сначала было желание сократить мышцу, а затем было ощущение «сокращающаяся мышца». Мы все научились «впрыгивать» в состояние «испытывать эмоцию», «поднять руку», «подумать» и т.д., только обучение было стихийным. Теперь можно использовать это искусство для достижения просветления самым коротким путем.

III. Описание начального этапа практики прямого пути (ППП).

Работа по полному устранению негативных эмоций (НЭ).

3.) Сначала достигается полная свобода от НЭ. Идет длинным путем тот, кто пытается достичь этого с помощью посторонних средств, например, с помощью мышления. Испытав НЭ, я могу начать думать, что для этой НЭ нет оснований, что это «нехорошо» и т.д., и в результате НЭ постепенно будет слабеть, но все это время НЭ проявлялась и отравляла меня и порождала другие ОЛВ. Так освободиться от НЭ почти невозможно – крайне сложно и долго.

3.2) Есть прямой путь к абсолютной свободе от НЭ – применение прямого усилия по устранению НЭ. Точно так же, как ты научился оказываться в состоянии «возникла НЭ», ты можешь научиться оказываться в состоянии «нет НЭ». Упорной практикой ты можешь быстро создать эту привычку – привычки мгновенно оказываться в состоянии «НЭ нет». Если в момент, когда возникла НЭ, тебя хлестко ударить по лицу, то ты немедленно «выпрыгнешь» из той НЭ, и «впрыгнешь» в другую НЭ, либо в изумление и т.д.. Это очень просто, т.к. у тебя уже сформирована привычка «впрыгивать» в определенное состояние в такой ситуации. Мы умеем это делать, но теперь надо задать правильное направление этому умению.

3.3) Очень важно отличать устранение НЭ от подавления НЭ. Подавление – это торможение внешних проявлений НЭ, при этом ты продолжаешь испытывать эту или другую НЭ. После устранения НЭ ты совершенно не чувствуешь НЭ – ее просто больше нет.

3.4) Есть простой критерий для отличия подавления от устранения. После подавления возникают другие НЭ, тяжесть, напряжение и т.д. После устранения ты испытываешь хотя бы на краткое время особое состояние «тихой светлой радости», чувство освобождения, иногда желание рассмеяться или просто замереть в светлой тишине. Нет ни напряжений, ни сдавленных эмоций.

3.5) Два основных метода устранения НЭ: устранение по одиночке и тотальное устранение.

3.6) Устранение по одиночке начинаем, составляя список НЭ, которые когда-либо чувствуем, и сортируя их на типы в зависимости от различий в проявлении. Удобно разделить НЭ на 4 типа:

а) негативные эмоции – НЭ (ревность, раздражение, агрессия…) – проявляются резким всплеском, яркие, сильные, длятся сравнительно недолго,

б) негативный эмоциональный фон – НЭФ (жалость к себе, тревожность, грусть…) – имеет невысокую силу, проявляется долго,

в) негативные энергетические состояния – НЭС (леность, серость, апатия…) – очень низкая интенсивность, длятся очень долго, покрывая жизнь сплошной пеленой,

г) негативные отношения – НО (недовольство, неодобрение, брезгливость…) – низкая интенсивность, длятся недолго, очень часто возникают. Далее все 4 вида я буду называть «НЭ».

После составления списка начинаем работу с конкретной НЭ. Легче всего начать с НЭ ярких, ясно проявляющихся. Ты непрерывно наблюдаешь – нет ли прямо сейчас данной НЭ в чистом или смешанном виде. Как только она возникает, ты немедленно устраняешь ее, «впрыгиваешь» в свободу от нее, тщательно отслеживая, чтобы сразу же возникала «тихая светлая радость», что и будет критерием правильного усилия.

3.7) Прилагай постоянные усилия, следи ежесекундно – нет ли сейчас данной НЭ. День за днем сотни раз устраняй даже призрачную тень данной НЭ, и тогда твоя способность к обучению «впрыгивать в нужное состояние» сработает, как она срабатывала во всех остальных случаях, когда ты чему-то учился. И со временем ты достигнешь способности немедленно устранять эту НЭ и оказываться в состоянии тихой светлой радости.

3.8) Так как НЭ покрывают нашу жизнь плотным слоем, то сразу вслед за устранением одной НЭ будут возникать следующие, и момент тихой светлой радости будет поначалу очень кратким.

3.9) Доведя устранение одной НЭ до совершенства, ты берешься за следующую. Устранять их будет все легче и легче – будет лучше чувствоваться усилие устранения, будет расти опыт переживания тихой радости, привычка устранять НЭ при их возникновении будет укрепляться.

3.10) Тотальное устранение НЭ – это устранение всех возникающих НЭ подряд.

3.11) По мере устранения НЭ становится ясно видно – каким плотным слоем они на тебе лежат. Те НЭ, которые ты видел сначала, – это лишь верхний слой, а под ним обнаруживаются все новые и новые. Будь настойчив в своей практике, и ты обязательно научишься устранять все НЭ.

3.12) Определим три типа устранения: 1) слабое – проходит несколько секунд и более с момента возникновения НЭ до полного «выпрыгивания» из него и переживания тихой радости, 2) среднее – проходит 2-5 секунд, 3) безупречное – проходит менее 1 секунды.

3.13) Когда достигнуто безупречное устранение, ПЛВ и отзвуки Переживаний начинают возникать.

3.14) Те НЭ, которые безупречно устраняются, со временем перестают возникать, и наступает стадия полного устранения этих НЭ. Процесс идет стремительно по нарастающей, и все больше НЭ оказываются полностью устранены, а возникающие ПЛВ и Переживания довершают работу.

3.15) Со временем ты начинаешь устранять НЭ даже во сне, так что твои сновидения также освобождаются от НЭ.

3.16) После того, как мы совершаем успехи в устранении НЭ, становится ясно, что почва, питающая НЭ – это омраченные мысли. Поэтому параллельно с устранением НЭ надо устранять свои ложные концепции. Разбирать и устранять ложные концепции, будучи вовлеченным в НЭ, почти невозможно, или это занимает безумно долгое время, потому что НЭ немедленно «покрывают», затемняют рассудок, вызывают нежелание заниматься практикой и т.д.

Практика исследования и рассеивания концепций и внутреннего диалога (ВД).

3.17) Иногда предлагают сразу начинать прекращать ВД (т.н. успокоение ума). Я считаю это ошибкой, потому что прекратить ВД в то время, когда ты еще покрыт пеленой НЭ, почти невозможно, или это займет очень много времени. Поэтому нужно добиваться безупречного устранения НЭ, потом провести работу с концепциями, и уже потом устранять механический ВД.

3.18) Мы выявляем мнения, которые у нас есть, и проводим их тщательный анализ, отталкиваясь только от своих восприятий и опираясь на логику, не принимая ничего на веру. В результате беспристрастных рассуждений мы освобождаемся от омраченных догматических концепций. Более утонченный анализ показывает, что логически обоснованные концепции только кажутся обоснованными в сравнении с догматическими концепциями, которые вообще никакой логикой не подкреплены, и так мы освобождаемся и от концепций, кажущихся логически обоснованными.

3.19) С каждой разобранной и рассеянной концепцией процесс идет дальше все быстрее и привычнее.

3.20) После этого нужно приступать к устранению механического ВД. На твердом основании относительной свободы от ОЛВ эта работа проводится сравнительно легко и быстро.

Практика устранения омраченных желаний.

3.21) Многие омраченные желания сильно ослабнут или вовсе прекратят возникать, когда будет достигнуто безупречное устранение НЭ и будут рассеиваться концепции. Но некоторые будут по-прежнему сильны, и нам надо будет их устранить. Омраченные желания удобно разбить на два класса: а) очевидно ложные и б) требующие исследования.

3.22) Очевидно ложные желания возникают несмотря на то, что есть желание не испытывать их, так как они вызывают страдания, неудобства. Например, мне приятно чувство легкого голода, а чрезмерная сытость неприятна, поэтому желание объесться – очевидно ложное. Такие желания необходимо устранять тем же усилием, выработанным при устранении НЭ.

3.23) Все остальные желания необходимо исследовать – т.е. спрашивать себя – «почему я этого хочу»? Если одной из причин возникновения желания является концепция, то ее надо исследовать.

3.24) В отношении омраченных желаний второго типа лучше всего занять позицию умеренной реализации. Если я обнаруживаю, что некое желание концептуально обусловлено, то, если оно все ещё проявляется, я могу его реализовывать до тех пор, пока оно не перейдет в класс очевидно ложных, или пока оно не расслоится на желание очевидно ложное и желание озаренное.

Проявление Переживаний.

3.25) Практика устранения ОЛВ неизбежно приводит к тому, что свет Переживаний и ПЛВ начнет пробиваться, и в тот миг, когда не будет проявлено ни одно омрачение, немедленно проявится Переживание или ПЛВ, которые подготавливают почву для Переживаний.

3.26) Описать Переживания крайне сложно. Это просветленные состояния, и тот, кто ни разу их не испытывал, не сможет даже отдаленно себе их представить несмотря ни на какие описания. Поэтому я дам здесь лишь самое общее их описание.

3.27) Блаженство проявляется, когда мы полностью устранили все НЭ. Это переживание сильнейшей экзальтации, невероятно интенсивного и глубокого экстатического блаженства, в котором слились воедино излучающая любовь, радостное сострадание, глубочайшее чувство красоты предельного совершенства, беспричинное счастье и др.

3.28) Устремленность проявляется, когда устранены омраченные желания. Это переживание сильнейшего экстатического влечения к свободе, творческого экстаза, беспредельной силы, сияющего предвосхищения, вечной весны, первобытной свежести ежесекундного творения и др.

3.29) Ясность возникает, когда устранены ложные концепции и механический внутренний диалог. Это переживание предельной ясности, прямого постижения, безграничной мудрости и др.

3.30) Эти три Переживания – Блаженство, Ясность, Устремленность – проявляются в первую очередь и влекут за собой активное пробуждение ПЛВ и остальных двух Переживаний – Пустоты и Единства.

3.31) Пустота возникает как переживание безграничного пространства – не как пространство «вокруг тебя», и не как пространство «в тебе», а «ты сам» и есть это безграничное пространство. Это переживание золотистого сияния в небесно-голубой беспредельности, особой «твердости», «опоры-не-опоры», извечного существования, неуничтожимости, не-существования. Пустота сопровождается особыми «озаренными физическими ощущениями». То, что мы называем «физическим телом» – трансформируется, приобретает невероятные качества.

3.32) Единство возникает, когда прекращено механическое различающее сознание, а также под влиянием «притяжения» других Переживаний. Это переживание отсутствия всяческих границ, невыразимого единого «вкуса» во всем, полного прекращения «я» и «ты». Мельчайшее дрожание травинки отзывается во всей вселенной, которая и есть «ты», поскольку нет более ни «тебя» ни «не-тебя», ни «того» и «этого».

3.33) Когда проявлены все 5 фундаментальных Переживаний, они сливаются в одно невыразимое никакими словами Переживание, которое мне удобно называть словом «самадхи». (Это, конечно, не тот термин «самадхи», который используется в тибетской философии). Именно с этого момента и начинается настоящее Путешествие Сознания.

IY Заключение.

Сейчас перед тобой предельно краткое изложение практики прямого пути. Полный текст моей книги «Путь к Ясному сознанию», описывающий эту практику со множеством детальных инструкций, занимает 500 страниц. Сборник статей, написанный другими практикующими и описывающих те или иные детали в практике, на данный момент составляет объем еще в 300 страниц. Так что имеющегося материала вполне достаточно для того, чтобы начать практику и успешно осуществить ее. Полный текст книги и сборника статей на данный момент существует только на русском языке и размещен на моем сайте в Интернет www.bodhi.ru

Данное краткое резюме я перевел на английский язык, так что в связи с этим у меня два пожелания к тем, кто достаточно свободно владеет иностранным языком:
1) Если кто-то найдет в моем английском переводе неточности или ошибки или косноязычие – просьба сообщить об этом и подсказать правильный вариант.
2) Если кто-то сможет перевести эти 4 странички на любой другой иностранный язык – это будет здорово.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002