Главная » Джнана-классика » Принципы современной психической самозащиты
ЭГРЕГОРЫ — ФИКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?*
* Читатели, которых интересуют прежде всего вопросы психической
самозащиты, эту главу могут опустить. Итак, пищу для теории эгрегоров составляют
различные психологические эффекты, обусловленные чувством личной причастности к
каким-то надличным явлениям и процессам. Но насколько эта теория в ее
современной биопольной форме соответствует реальному положению вещей?
О "реальном положении вещей" в этой области говорить трудно. Проблема
возникает уже на уровне описания переживаемых явлений. Дело в том, что в
интроспективной психологии, как и в квантовой физике, невозможно избавиться от
влияния средств наблюдения на объект наблюдения. Поэтому проблема описания
напоминает здесь проблему измерения квантовомеханических объектов: чем точнее
измерение, тем сильнее измерительное устройство "деформирует" измеряемый объект;
подобным же образом, чем подробнее описание, чем детальнее понятийное
структурирование непрерывной ткани психического опыта, тем больше возникает в
этом описании элементов, собственно к психическому опыту не относящихся.
Описание (вербализация, обобществление) непосредственного психического опыта
осуществляется в не свойственных ему понятийных формах, и в ходе такого описания
невозможно обойтись без конструирования определенных логических схем. Эти схемы
и составляют "теоретическую базу" так называемой "эзотерической психологии".
Устойчивость, живучесть эзотерических "теорий" обусловлена тем реальным
психическим опытом, который лежит в их основании. С другой стороны, будучи по
существу не объяснением, а описанием этого опыта, они оказывают на него обратное
"подкрепляющее" воздействие. Зауживая психический опыт как таковой, выделяя из
хаоса внутренних пространств какие-то конкретные закономерности, "теории" эти
пускают восприятие по целевым каналам, вследствие чего все больше людей
сознает "возвещенный" опыт как свой собственный. Однако с
теоретической точки зрения подобными описаниями мы выражаем не столько
наше знание, сколько недостаточность нашего знания о природе законов, лежащих в
основе описываемых явлений.
Примером такого описания, имеющего форму теории, может служить
рассматривавшаяся в третьей главе "пространственная модель внутреннего мира" —
концепция "тонких тел" или "оболочек" (ментальной, витальной и эфирной),
последовательно скрывающих от человека его "истинное Я". Единственное место, где
мы фактически имеем дело со своими "оболочками", это области
интроспекции. И здесь они предстают не в форме оболочек, а в форме качественно
различных объектных сфер внутреннего восприятия — области интеллектуальных
объектов восприятия, эмоциональных объектов восприятия и, скажем так,
интероцепторных объектов восприятия. Наши "оболочки" даны нам лишь в этих
восприятиях. Эти восприятия и есть "оболочки", скрывающие нас от самих себя. Но
мы как правило не сознаем этого, — мы сознаем это лишь растождествившись с ними
и действительно сделав их в объектом своего восприятия.
"Эгрегоры", как и "оболочки", — это не теоретические, а описательные модели.
Теоретическое совершенство подобных моделей, так сказать, приносится в жертву их
наглядности. Человек без труда угадывает в них свой личный опыт (в той
мере, в какой у него этот опыт имеется), а также знакомится с рядом
закономерностей, которые были выявлены в данной сфере опыта другими людьми, —
иными словами, с помощью таких описаний он может воспользоваться чужим опытом.
Однако их "теоретическая доступность", а также простота и надежность в
употреблении нередко приводят к тому, что человек неискушенный принимает эти
описательные модели за теоретическую истину в последней инстанции; иногда же
люди домысливают на этой "теоретической базе, подкрепленной фактами
непосредственного личного опыта", такие "надстройки", что в конце концов
оказываются в психиатрической лечебнице.
Обычная иллюзия восприятия при знакомстве с эзотерической психологией в том и
состоит, что описание принимается за теорию, то есть за объяснение в рамках
более широкой системы объективных знаний. В настоящее время объяснения
такого рода в эзотерической психологии фактически отсутствуют; поскольку же
основным ее методом служит интроспекция — метод субъективный и современной
"психологической наукой" не признаваемый*, — возможность возникновения подобных
теорий остается пока весьма проблематичной.
* Между тем мы имеем дело со своим внутренним миром именно
посредством такого ненаучного метода, а не посредством объективных научных
экспериментов.
С другой стороны, задачи эзотерической психологии, кратко сформулированные в
призыве "познай себя", состоят не в обретении объективных знаний о
человеческой психике, а в обретении понимания человеком самого себя и
поиске путей к обретению такого понимания. Задачи эти большей частью
практические, нежели теоретические. Будучи, в отличие от академической
психологии, "прикладной наукой индивидуального пользования", данная психология
может быть названа гуманистической: ее интересуют прежде всего
человеческие, а не научные проблемы.
Область интроспективных явлений, охватываемая эзотерической психологией,
имеет самое непосредственное отношение к жизни каждого из нас (сознаем мы это
или нет, но это то, чем мы все живем), и тексты ее адресуются не ученным, а всем
людям. Поэтому основным требованием, которым определяется "срок службы" этих
текстов, служит конкретность: неотвлеченность, наглядность и доступность
изложения.
Однако в случае эгрегоров введение понятия "групповое психоэнергетическое
поле" (вместо прежнего "групповая душа") представляет собой как раз заявку на
теорию, попытку навести мост через пропасть, лежащую между субъективными
восприятиями и отражаемыми в них объективными процессами. Характерно, что этот
"великий почин" был предпринят со стороны такой неклассической научной концепции
как теория биологического поля. Но вопрос о том, наполнена ли эта концепция
каким-либо реальным физическим смыслом, в свою очередь, остается открытым.
Раньше фундаментальная наука включала поиски подлинно
неподвижного фундамента, на котором можно было бы строить с полным
убеждением в его устойчивости. Сейчас в неклассической науке фундаментальные
исследования неотделимы от апорий и нерешенных проблем, это
область, где... многое высказывается "в кредит", в расчете на вероятные
дальнейшие шаги науки, где однозначные, собственно физические представления...
часто предварены неоднозначными прогнозными конструкциями.*
* Кузнецов Б.Г. Этюды о меганауке. М.,1982, стр.36.
Для биологии как науки о живом веществе понятие биологического поля
столь же фундаментально, как понятие гравитационного поля для науки о
неживом веществе — физики. Но в отличие от физики, где "безумные" теории
нынче в ходу, биология — наука более консервативная и к безумным теориям
относится с большим подозрением. Да это и не удивительно, ведь науку делают
живые люди, и если принятие безумных фундаментальных физических
представлений ни к чему нас не обязывает, то всякое безумное нововведение в
биологии обязывает нас пересмотреть привычные нам представления о САМИХ СЕБЕ:
"ассимилировать безумие", превратить его в норму, признать, что на самом деле
безумными были именно наши привычные о себе представления. А это не каждому под
силу и происходит, как правило, лишь в ходе смены поколений. Вспомним, как
нелегко было людям согласиться с тем, что они произошли от обезьяны; некоторые
не соглашаются с этим и до сих пор.
* * *
Резюмировать это несколько затянувшееся методологическое отступление можно
следующим образом: теории "эзотерической психологии" (как древние, так и
новейшие) создаются людьми, искушенными в интроспекции, причем создаются не на
голом месте, а на основе действительного психического опыта, крайне редко
фиксируемого людьми не столь искушенными; поэтому не принимать
"эзотерические теории" во внимание было бы неразумно, — равно как неразумно было
бы принимать их за чистую монету. Никогда не следует упускать из виду, что
"теории" эти представляют собой по существу лишь приближенные описания
реальных событий.
|