на главную
Главная » Джнана-классика

Сэнцань, III чаньский патриарх

Синдзинмэй
Слова доверия сердцу

"Синдзинмэй" или "Слова доверия сердцу", написанные третьим патриархом дзена Сэнцанем (ум. в 606 г.), представляют собой первое ясное и четкое изложение доктрины дзен-буддизма. "Сердце" — буквальное значение слова "синь", подразумевающее сердцевину, естество, сущность человека. Другой ряд смысловых значений этого слова связан с понятием веры: "синь" означает способность вызывать доверие, быть несомненным, очевидным. Таким образом, "синь" — это несомненная для человека, непосредственно- очевидная сердцевина его существа — феноменальная реальность, обнаруживаемая за словом "я". "Доверие сердцу (синь-синь) — это то, что один из последующих патриархов дзена Линьцзи (яп. Риндзай, ум. в 866 г.) назвал "верой в себя" (цзы-синь), которая единственно позволяет человеку преодолеть зависимость от чужого авторитета и внешних условностей, опереться на свои собственные силы и не искать просветления вне себя, вне своего сознания. На европейские языки термин "синь" обычно переводится как "ум", "разум", "душа", "дух", "сознание", "сердце".

Центральным моментом дзен-буддизма является утверждение тождества сердца (синь) и природы (син) человека. "Син" — это природные качества вещей, внутренне присущие им как формам проявления всеобщего естественного процесса — "хода вещей", Пути (дао). Природа человека едина с природой вещей, поэтому "великий Путь не труден": нужно лишь довериться своему сердцу, следовать своей природе — и, по словам Линьцзи, "не стремиться к чему-то особенному".

"К человеку, который верит в изначальную чистоту своей природы и полностью полагается на нее, доверяет ей, не пытаясь навязать ей нечто чуждое и постороннее, внести в нее какие-то "усовершенствования" приходит совершенно естественно и легко, так же легко, как вода устремляется вниз, а облака плывут по небу. Но главная трудность заключается именно в его необычайной простоте и легкости, в его "сверхъестественной естественности", так как, стремясь быть естественным, человек попадает в парадоксальную ситуацию, из которой очень трудно выбраться...: ведь в самом стремлении быть естественным уже есть нечто искусственное, нечто надуманное, нечто глубоко чуждое истинной природе человека. Стараясь избавиться от этого стремления "не иметь стремлений", он запутывается еще больше.

Человек прилагает отчаянные усилия, чтобы вырваться из этой "двусмысленной" (парадоксальной) ситуации, но все усилия оказываются тщетными и приносят новые мучения до тех пор, пока он неожиданно не обнаружит, что порочным был сам метод решения поставленной задачи, построенный на дуализации явлений действительности, и что если отказаться от этого метода, то исчезнет и сама проблема. "Просветление", которое завершает долгие месяцы и даже десятилетия мучительных поисков, снимает все проблемы, все оппозиции, и человек приходит к предельно простому и ясному выводу, что между "стремлением" и "нестремлением", "деянием" и "недеянием", "да" и "нет" в действительности не существует никакого противоречия...




На Великом Пути нет трудного.
Только избегай выбора!

Лишь когда ты чужд любви и ненависти,
Он возникает перед тобой в полной ясности.

Отступи от него на волосок.
И глубокая пропасть разделит Небо и Землю.

Если желаешь постичь подлинный облик вещей,
Не поддерживай и не выступай против.

Конфликт устремленности и неприятия —
Это болезнь ума.

Не постигнув глубинного смысла вещей.
Мы напрасно возмущаем изначальный покой ума.

Совершенный, как великое пространство,
Великий Путь не ведает недостатка или избытка.

Воистину из-за того, что принимаем и отвергаем.
Мы не можем постичь таковость вещей.

Не будь апологетом и даже сторонником
Учения о пустоте.

Когда сознание пребывает в покое,
Ложные представления исчезают сами по себе.

Когда активность прекращается и воцаряется покой,
Этот покой, в свою очередь, является состоянием активности.

Пребывая в движении или покое,
Разве можно познать Единство?

Если мы не постигли единства Великого Пути,
И действие, и покой лишены смысла.

Когда устраняешь феномены, теряешь подлинный облик вещей,
Когда увлекаешься Пустотой, отворачиваешься от глубинной природы вещей.

Чем больше разговоров и размышлений,
Тем дальше от истины.

Если ты прекратил разговаривать и размышлять,
Нет места, куда бы ты не мог пойти.

Возвращаясь к корню, мы постигаем суть.
Увлекаясь видимостью, мы теряем дух

Лишь на миг устремив взор внутрь.
Мы выходим за пределы пустотности вещей

Изменения, происходящие в Пустоте,
Кажутся таковыми в силу неведения.

Не стремись к истине;
Просто откажись от своих мнений.

Не потакай относительному видению вещей,
Старательно избегай его.

Если остается хотя бы след чего-то одного.
Истина потеряна в океане замысловатости.

Двойственность возникает из Единства;
Но не привязывайся к этому Единству.

Когда ум целостен, а мысли неподвижны.
Всё в мире безупречно.

Если вещи безупречны, они уходят из жизни.
Если мысли неподвижны, нет и сознания.

Вещи исчезают, и ум уходит вместе с ними;
Ум исчезает, и вещи следуют за ним

Вещи есть вещи в силу наличия ума,
Ум есть ум в силу наличия вещей.

Если вы желаете знать, что такое ум и вещи,
Скажу, что изначально это Пустота.

В этой Пустоте ум и вещи составляют одно;
Мириады феноменов содержатся в обоих.

Если ты не можешь отличить утонченное от грубого,
Как ты можешь поддерживать или выступать против?

Действие Великого Пути широко;
Оно не легко и не трудно.

Узкие мнения полны лисьих страхов;
Чем быстрее, тем медленнее.

Привязываясь к просветлению, мы теряем равновесие
И неизбежно становимся на ложный путь.

В непривязанности вещи таковы, каковы они есть;
В жизни мы ничего не приобретаем и ничего не теряем

Следуя естеству, мы живем в согласии с Путем,
Странствуем свободно и невозмутимо.

Когда наши мысли ограничены,
Они темны, подавлены, ложны.

Глупо возмущать свой ум,
Избегая одного и преследуя другое.

Если желаешь путешествовать в колеснице.
Не презирай шесть прахов.

Воистину, не презирать шесть прахов
Означает быть подлинно просветленным.

Мудрец не делает ничего;
Глупец сковывает себя по рукам и ногам.

Истина не имеет различий;
Их порождает наша привязанность.

Искать ум с помощью ума —
Что может быть глупее этого?

Иллюзия порождает покой и движение.
Просветление устраняет любовь и ненависть.

Все эти пары противоположностей
Созданы нашей собственной глупостью.

Мечты, фантазии, воздушные замки —
Почему мы так стремимся ими овладеть?

Полезное и бесполезное, правильное и ошибочное —
Отказаться от этого раз и навсегда!

Если око не спит,
Сновидения уходят сами по себе.

Если ум не делает различий.
Все вещи таковы, каковы они есть.

В глубокой тайне "вещей, каковы они есть .
Мы освобождаемся от привязанности к ним.

Когда мы смотрим, не делая различий.
Вещи возвращаются к своей природе.

Никакими аналогиями невозможно описать
Состояние, в котором отношения прекратились

Когда мы прекращаем движение, наступает не-движение;
Когда мы отказываемся от покоя, наступает не-покой.

Когда нет ни движения, ни покоя.
Где пребывать Единству?

В своем подлинном виде
Вещи не подчиняются никаким законам.

Для целостного, гармоничного ума
Индивидуальные действия прекращаются.

Все сомнения проясняются;
Подлинная вера подтверждается.

Ничто не остается позади;
Ни о чем не нужно помнить.

Пустота, ясность, сознание;
Никакого напряжения в ментальных действиях.

Вот где мысль бесполезна;
Вот куда знание не проникает.

В мире реальности
Нет личности, нет безличностного.

Если ты желаешь познать эту реальность.
О ней можно скачать лишь; "Нет дуализма!"

Когда нет дуализма, все вещи суть Единство;
За пределами Единства нет ничего.

Просветленные всех времен и народов —
Каждый из них сроднился с этой Истиной.

Истину нельзя увеличить или уменьшить,
Мимолетная мысль длится миллиарды лет.

Нет близкого и далекого;
Бесконечность пребывает у нас перед глазами.

Бесконечно малое не меньше бесконечно большого;
Все различия существуют в нашем воображении

Бесконечно большое не больше бесконечно малого;
Ни один глаз не увидит различия между ними.

Что есть, того нет;
Чего нет, то есть.

Пока ты не постиг этого,
Твое понимание ничего не стоит.

Одна вещь — все вещи,
Все вещи — одна вещь.

Если это верно для тебя,
Незачем беспокоиться о совершенном знании

Верящий ум недвойственен;
Двойственный ум не может быть верящим.

Его не описать никакими словами.
Для него нет прошлого, настоящего, будущего.

наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002