Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита
Глава 9. ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ НАУКИ И ЦАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Благословенный сказал:1. Тебе, не осуждающему, Я объявлю эту
сокровеннейшую Тайну, мудрость, соединенную с знанием, познав которую ты
освободишься от греха. 2. То – царственная Наука, царственная Тайна,
высочайший Очиститель; интуицией познаваемая, по мере возрастания праведности
легко выполняемая, она сохраняется навсегда. З. Отрицающие это знание1, о Парантапа, не
достигнув Меня, возвращаются на путь этого мира смерти. 4. Мною – в Моем
непроявленном виде – проникнут весь этот мир; все существа имеют корень во Мне,
но Я не имею корня в них. 5. Но и не во Мне Одном корень всех существ;
воззри на Мою Царственную Йогу! Поддерживая все существа, но не имея корня в
них, мое Я не перестает их питать. 6. Подобно тому, как могучий ветер,
носящийся всюду, коренится в Эфире2, так и все сущее коренится во Мне; знай это. 7. В
конце мирового проявления, о Каунтея, все существа поглощаются Моей низшей
Природой3; при
начале новой Кальпы4
Я снова произвожу их Моей Эманацией. 8. Скрытый в Природе, которая произошла
от Меня же, ее силою Я снова и снова произвожу это множество беспомощных
существ. 9. И не связывают, о Дхананджая, эти действия Меня, пребывающего в
бесстрастии, непривязанного к действиям. 10. Под Моим началом Природа
высылает движущееся и неподвижное; вот отчего, о Каунтея, вращается вселенная.
11. Безумцы презирают Меня, когда Я облекаюсь в человеческий образ, не ведая
Моей высшей природы, великого Владыки всего сущего; 12. С тщетными
надеждами, с пустыми делами и пустым знанием, лишенные разума, они разделяют
лживую, животную, демоническую природу5. 13. Воистину, о Партха, Великие Души,
разделяющие Мою Божественную Природу, познав Меня неколеблющимся умом,
поклоняются Мне, непреходящему Источнику всего сущего. 14. Всегда превознося
Меня, стойкие в подвигах и обетах, простираясь передо Мной, всегда
уравновешенные, они поклоняются Мне с любовью. 15. Другие также, принося в
жертву мудрость свою, поклоняются Мне, как Единому, Многообразному и
Вездесущему. 16. Я – приношение6; Я – жертва; Я – дары предкам; Я – зажигающая трава;
Я – мантра; Я – также и масло, и огонь, и самое жертвоприношение. 17. Я –
Отец вселенной, Мать Вседержатель, Предок, непознанный Источник Святости,
Священное Слово7, а
также три Веды8.
18. Я – Путь, Супруг, Господин, Свидетель, Обитель, Убежище, Возлюбивший,
Начало, Распадение, Основание, Сокровищница, непреходящее Семя. 19. Я – даю
тепло; Я – задерживаю и насылаю дождь; Я – бессмертие, а также смерть; Я – бытие
и небытие9, о
Арджуна. 20. Знающие три Веды, пьющие Сому10, очищенные от греха, поклоняющиеся Мне
жертвою, молящие у Меня пути к небесам; по достижении святой обители Владыки11 Светозарных, они
вкушают на небе от Их божественных пиров. 21. Насладившись обширным небесным
миром, изжив свою святость12, они снова вступают в мир смертных. Следуя
предписанной тремя Ведами Дхарме, предаваясь желаниям, они обретают преходящее.
22. Тем же, которые поклоняются Мне одному, не думая о другом, которые
всегда уравновешены, Я дарую полную безопасность. 23. И те, которые
поклоняются с полной верой другим Светозарным, они также поклоняются Мне, о сын
Кунти, хотя и не по предписанному издревле закону. 24. Воистину, все
приносимые жертвы вкушаются Мной, ибо Я Господь, но они не знают Моей сути и
потому отпадают. 25. Поклоняющиеся Светозарным, идут к Светозарным,
поклоняющиеся предкам13, идут к предкам; те, которые поклоняются силам
природы, идут к духам природы14; но Мои поклонники идут ко Мне. 26. Если кто с
благоговением приносит Мне в жертву лист, цветок, плод или воду, Я принимаю то
от подвигающегося, как дар благоговейной любви. 27. Что бы ты ни делал, что
бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ни совершал
ты, о Каунтея, все это делай, как приношение Мне. 28. Так освободишься ты от
оков деяний, рождающих добрые и дурные плоды; уравновешенный йогой отречения,
ты, освобожденный, придешь ко Мне. 29. Я один и тот же для всех существ; нет
для Меня ненавистного или приятного. Но, воистину, те, которые поклоняются Мне с
благоговением, те во Мне, и Я также в них. 30. Даже если самый грешный
поклоняется Мне нераздельным сердцем, тот также должен считаться праведным, ибо
он решил праведно. 31. Быстро станет он исполнителем долга и направится к
вечному миру; знай, о Каунтея, что с любовью поклоняющийся Мне никогда не
погибнет. 32. Все, которые нашли убежище во Мне, о Партха, хотя бы они были
грешного происхождения, женщины, Вайшьи15 и даже Шудры16, они также направляются на Высочайший Путь. 33.
Насколько же более – святые Брамины и благоговейно преданные Мне царственные
Риши. Посему пребывая в этом преходящем безрадостном мире,поклоняйся Мне. 34.
На Меня устремляй свой ум; будь предан Мне; жертвуй Мне; поклоняйся Мне;
достигнув таким образом гармонии с высшим Я, ты придешь ко Мне, твоей высочайшей
цели.
Так гласит девятая беседа, именуемая: ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ НАУКИ И ЦАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЫ
[1] Закон духа. [2] Akasha, космический эфир. [3] Рrakriti космическая
материя. [4] Период
деятельности, период проявления. [5] Природу асур, не светлых, противящихся воле Бога. [6] Кrashu, особый вид
ведической жертвы. [7] Аumkara, обладающее творческой силой, священное слово аум
(Ом). [8] Три Веды:
Rig-Vеda (гимны); Samaveda (священные песни); Yajuraveda (молитвы,
сопровождающие жертвоприношение). Четвертая Веда(Аtharvaveda) часто не
поминается, как дополнительная. [9] Sat и Аsat, последняя пара противоположностей, за которой
пребывает лишь Единое. Переводится так же, как Реальное и Нереальное. [10] Напиток, дававшийся
в древнее времена посвященным перед тем. как они впадали в транс. Символ
посвящения и экстаза (Samadhi), Сок сомы играет роль в ритуалах. [11] Индры, Бога богов и
ангелов. [12] То
есть истощив свою естественную награду, плоды своих добрых деяний. [13] Pitris. [14] Элементам,
Bhutas. [15]
Принадлежащие к касте торговцев ремесленников и земледельцев. [16] Принадлежащие к
касте слуг. В древней Индии было 4 касты: Шудры, Вайшии, Кшатрии (воины) и
Брахманы (священники). Первая учила послушанию, вторая – разумной деятельности.
третья – мужеству и бескорыстию, четвертая – сверхличному служению.
|