Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита
Глава 8. ЙОГА НЕРУШИМОГО ВЫСОЧАЙШЕГО БРАХМАНА
Арджуна сказал:1. Что есть Брахман, что – Самопознание и что – Действие,
о лучший из людей? Что объявлено как знание Элементов и что названо знанием
Светозарных? 2. Что есть знание Жертвы и как познается она у воплощенного, о
Мадхусудана? И как тот, который покорился своему Высшему Я, познает Тебя в час
кончины своей? Благословенный сказал:3. Неразрушимый и Высочайший есть
БРАХМАН; Его истинная природа именуется Самопознанием; эманация, которая
производит рождение существ, именуется Действием1. 4. Знание элементов касается Моей
преходящей природы, а знание Светозарных касается жизнедающей энергии2, знание Жертвы
свидетельствует обо Мне, как о носителе тела; о лучший из живущих. 5. И тот,
кто сбрасывая с себя тело, в час кончины думает лишь обо Мнеодном, тот
несомненно вступает в Мое Существо. 6. К тому существу, о котором человек
думает в час кончины, о сын Кунти, к нему он идет, как к сродному своей природе.
7. Поэтому помни обо Мне непрестанно и сражайся. Душой и Разумом пребывая во
Мне, ты несомненно придешь ко Мне. 8. Уравновешенный йогой, с мыслями, не
разбегающимися по сторонам, пребывая в постоянном размышлении, о Партха, человек
идет к высшему божественному Духу. 9. Кто думает о Древнем, Всеведущем,
Владыке мира, о Том, что менее наименьшего, об опоре всего, невообразимом по
форме, сияющем подобно солнцу за пределами мрака; 10. Кто в час кончины, со
стойким разумом и утвердившись в преданности, погружается в созерцание,
сосредоточив жизненное дыхание в средостении между бровями, – тот направляется к
этому высочайшему божественному Духу. 11. Путь, который знатоками Веды
объявлен нерушимым, на который вступают достигшие самообладания и освободившиеся
от страсти, к которому стремятся Брахмачарии, этот Путь объясню тебе вкратце.
12. Замкнув все врата3, разум заключив в сердце, сосредоточив жизненное
дыхание в голове, погрузившись в йогу, 13. Кто покидает свое тело, повторяя
односложное "ОМ" Брахмана и думая обо Мне, тот достигает высочайшего пути.
14. Кто постоянно думает обо Мне, не мысля ни о чем другом, тот
уравновешенный йог, о Партха, легко достигает Меня. 15. Придя ко Мне, эти
Великие Души более не возвращаются к рождению в преходящие обители скорби, они
достигли высочайшего совершенства. 16. Миры, начиная с мира Брахмы, являются
и исчезают, о Арджуна; но тот, кто пришел ко Мне, о сын Кунти, тот более не
знает рождения. 17. Кто знает День Брахмы4, длящийся тысячу веков, и Его Ночь, завершающуюся в
тысячу веков, тот знает День и Ночь. 18. Из непроявленного вытекает все
проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Том, имя
которому Непроявленный. 19. Это множество существ, снова и снова
проявляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, согласно
закону, неизбежно, являются вновь, о Партха! 20. Воистину, превыше этого
Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое остается во время
разрушения всех существ. 21. Это непроявленное именуется: "Неразрушимое";
Оно называется Высшим Путем. Достигшие Его, более не возвращаются. Это Моя
высочайшая обитель. 22. Он, высочайший Дух5, о Партха, достигается непоколебимой преданностью Ему
одному, в котором пребывают все существа и через которого проявилось все Это.6 23. То время,
когда уходящие7 Йоги
более не возвращаются, а также то, когда они возвращаются, о нем Я объявляю
тебе, о царственный Бхарат. 24. Уходя при огне, при свете дня, во время
прибывающего месяца, в течение шести месяцев северного пути (солнца), Йоги,
знающие Брахмана, идут к БРАХМАНУ. 25. Уходя в дыму, в ночное время, при
ущербе месяца, в течение шести месяцев южного пути (солнца), йоги, обретая
лунный свет,8
возвращаются. 26. Свет и Мрак, таковые два вечные пути мира; по одному идет
тот, кто не возвращается, по другому идет тот, кто возвращается вновь. 27.
Зная эти два пути, о Партха, йог не впадает в смущение. Будь же всегда тверд в
Йоге, о Арджуна! 28. Все плоды заслуг, которые Веды связывают с
жертвоприношениями, подвигами, а также милостыней, над всех этим поднимается
Йог, владеющий познанием; он идет к высочайшей и древнейшей Обители.
Так гласит восьмая беседа, именуемая: ЙОГА НЕРУШИМОГО ВЫСОЧАЙШЕГО
БРАХМАНА
[1] Карма. [2] Рurushа, активный аспект божественной
природы. [3] Врата
тела – органы чувств. [4] Проявленный Бог. [5] Рurusha. [6] "Это" – вселенная, в противоположность "Тому", Источнику
всего. [7] Переход из
физического состояния в иной мир. [8] То есть лунное или астральное тело. Пока последнее не
побеждено, человек неизменно рождается вновь.
|