Главная » Джнана-классика » Бхагават Гита
Глава 7. ЙОГА РАСПОЗНАЮЩЕГО ВЕДЕНИЯ
Благословенный сказал:1. Мыслью устремленный ко Мне, о Партха,
выполняющий йогу, обретший приют во Мне, выслушай, как ты несомненно можешь
прийти к конечному познанию Меня. 2. Раскрою перед тобой знание и мудрость во
всей их полноте; если познаешь их, не останется для тебя здесь ничего,
требующего познания. З. Среди тысячи людей едва ли один стремится к
совершенству; среди успешно стремящихся едва ли один познает Меня в сущности
Моей. 4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, душа и Разум1, а также самость2, – таково восьмиричное
разделение Моей природы3. 5. Такова моя низшая природа. Познай мою иную
природу, высшую, которая есть элемент жизни, о мощновооруженный, посредством
которой держится мир. 6. Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь источник
возникновения вселенной, и во Мне исчезает она. 7. Нет ничего выше Меня, о
Дхананджая. Все нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити. 8. Я – и
вкус воды, о сын Кунти, Я – и блеск луны и солнца, и Священное Слово4 в Ведах, и звук в
эфире, и мужество в людях. 9. Я – чистый запах земли и свет огня; Я – жизнь
всего сущего и подвиг подвижников. 10. Познай Меня как вечное семя всего
сущего, о Партха! Я – мудрость одаренных Разумом и блеск всех великолепных
вещей; 11. Я – сила сильных, свободных от вожделения и страсти. Во всех
существах Я – не противное дхарме желание, о повелитель Бхарат. 12. Знай,
что и гармоничные, и деятельные, и ленивые натуры,5 все от Меня; воистину, не Я в них, а они
во Мне. 13. Весь этот мир, введенный в заблуждение тремя названными
свойствами, исходящими от трех гун, не знает Меня, Неисчерпаемого, стоящего над
ними. 14. Воистину, трудно проникнуть через покров этой божественной Майи,
созданной тремя гунами; приближающиеся ко Мне переступают эту иллюзию. 15.
Творящие зло, заблуждающиеся, худшие среди людей, не приходят ко Мне; Майя6 лишает их мудрости, и
они предаются природе демонов7. 16. Есть четыре вида праведных, поклоняющиеся
Мне, о Арджуна: страдающие, жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и
мудрые, о Владыка Бхарат! 17. Их всех превосходит уравновешенный и
беззаветно преданный Мне мудрец; воистину Я дорог превыше всего для мудрого, и
он дорог Мне. 18. Все они благородны, но мудрого Я почитаю подобным Себе;
слившись со своих Высшим Я, он устремлен ко Мне, на Верховный Путь. 19. В
конце многих рождений, исполненный мудрости приходит ко Мне; "Васудева8 есть все, – говорит
тот, который обладает трудно достижимыми качествами Махатмы9. 20. Те, мудрость
которых развеяна желаниями, обращаются к иным источникам Света10, прибегая к внешним
обрядам, соответствующим их собственной природе. 21. Я упрочу веру каждого,
кто поклоняется таким источникам с непоколебимой верой. 22. Проникнутый этой
верой, он молится и получает из того источника, во дарование ему желаемого блага
идет от Меня. 23. Воистину недолговечен плод, принадлежащий неразумным.
Поклоняющиеся иным источникам Света идут к этим источникам, а возлюбившие Меня
идут ко Мне. 24. Лишенные мудрости считают мою непроявленную Природу
проявленной, не ведая Моей высшей природы, непреходящей исполненной славы.
25. Скрытый в моей творческой иллюзии11, не всеми познаюсь Я. Заблуждающийся мир не знает
Меня, нерожденного, вечного. 26. И прошедшие, и настоящие, и будущие
существа знаю Я, о Арджуна, но Меня не знает Никто. 27. Благодаря иллюзии
двойственности, возникшей от притяжения и отталкивания, о Бхарата, все сущее
странствует по вселенной в полном заблуждении, о Парантапа! 28. Но люди
чистых дел, у которых грех пришел к концу, – они, освобожденные от обманчивой
двойственности, поклоняются Мне, верные обетам своим. 29. Стремясь к
освобождению от рождения и смерти, прибегая ко Мне, они пришли к познанию
Брахмана, к полному познанию Высшего Я и всякого действия. 30. Те, которые
знают Меня как познание элементов12, как познание Светозарных13 и как познание жертвоприношения14, те, гармоничные в
душе, познают Меня воистину в час ухода15 своего.
Так гласит седьмая беседа, именуемая: ЙОГА РАСПОЗНАЮЩЕГО ВЕДЕНИЯ
[1] Buddhi. [2] Ahankara. [3] Prakriti, материя в самом широком смысле,
включающая все, что обладает притяжением. "Высшая Prakriti", о которой говорится
в следующем стихе, называется тогда Daiviprakriti, Свет Логоса. [4] Священное слово (Ом),
творческий Глагол, Правана. [5] То есть те, в которых преобладает одна в из трех космическими
сил, гун. [6]
Иллюзия. [7] Asuras,
противоборствующий божественным силам, Suras. [8] Одно из имен Кришны как представителя Вишну. [9] Махатма – великая душа,
совершившая путь Богочеловеческий. [10] К Дэвам. [11] Yoga-Мaya, творческая сила Божественной йоги,
т. к. все существующее есть мыслеобразы Единого. [12] Аdhibhuta. [13] Adhidaiva. [14] Познание через
внешний культ и поклонение. [15] Смерти.
|