на главную
Главная » Джнана-классика » Переживание учения на опыте

8. ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ПРОБЛЕМА

Почему Абсолют не знает себя? Похоже, многие беседы заканчиваются именно этим вопросом – и Нисаргадатта Махарадж неизменно отвечал на него таким вопросом: "А зачем Абсолюту нужно знать себя?" Он, наверное, считал, что контрвопрос является достаточным ответом. Что Махарадж имел в виду – и пытался ли он намеренно прекратить все дальнейшие расспросы с помощью этого контрвопроса?

Это огромный вопрос! Это было типичным для Махараджа – намеренно или нет – давать ответ настолько точный, что действительно необходимость в дальнейшем объяснении отпадала. Любые дополнительные разъяснения могли лишь затемнить смысл как вопроса, так и ответа! Что касается данного случая, вдумайтесь в этот вопрос: Зачем Абсолюту нужно знать себя? – ответ таков: ему не нужно знать себя.

Боюсь, я все еще не понимаю.

На самом деле нет понимания подтекста вопроса, который подразумевает, что "знание" чего-либо делает это нечто объектом, который надо познать. Для того, чтобы Абсолют познал себя, он должен объективироваться, а это значит, что Абсолют есть некая вещь, которая делает нечто.

К тому же, когда Абсолют в последствии перестанет объективироваться, объекта больше не будет, и Абсолют больше не сможет быть субъектом. Говоря другими словами, кратко, для того, чтобы Абсолют мог узнать себя, должны быть созданы отношения субъект-объект. А это абсурд. Какова необходимость создания таких отношений? В этом-то и заключается основополагающая проблема, основа всех проблем, существующих в феноменальной вселенной – отношения между субъектом и объектом.

Что вы имеете в виду, говоря "основополагающая проблема"?

А разве это не главная проблема? Как может Абсолют быть субъектом или объектом? И по какой причине? Абсолют – это просто Абсолют – "Я" всегда есть просто "Я". Миллиарды различных "я" – это лишь концепции, которые никак не могут быть объектами, ибо если бы "я" было объектом, ему нужен был бы некий субъект, в то время как "Я" представляет собой чистую субъективность. Такой субъект сам был бы объектом, и тогда "Я" не было бы больше "Я-Я". Это вам понятно?

Нет!

Разве вы не видите, что главная проблема с незапамятных времен заключалась в том, что "я", иллюзия, стремилась найти Абсолют, который являет собой Я-ЕСТЬ. "Я" – это все, что ЕСТЬ или может быть. Как может быть какое-то "я" или "ты" или "он" или "она", которые искали бы что-либо? Все, что есть -это "Я" – ищущий и ЕСТЬ искомое.

О! Именно эту проблему Махарадж имел в виду, когда призывал слушателей "не чесать в том или ином месте и таким образом не вызывать зуд, которого не было ранее"?

Верно. И именно по этой причине смахавакьей Махараджа было ПРОСТО БЫТЬ.

И это также означает переживание Учения на опыте?

Верно. Если говорить кратко, то все вопросы, включая вопросы о том, "является АБВ просветленным или пребывает в невежестве?" и "предопределена жизнь АБВ или он имеет свободу воли?" основаны на ошибочном предположении, что АБВ является автономной сущностью, обладающей свободой волеизъявления. Это предположение неверно, и поэтому все вопросы, которые основаны на нем, также неверны. Если есть ясное постижение этого, то само это постижение становится ПРОСТО БЫТИЕМ.

Назад Вперед
наверх

  Copyright © surat0 & taras 2002