на главную
Главная » Джнана-классика » Сутра Совершенного Пробуждения

8.

Затем бодхисаттва Тонкий Слух поднялся из рядов слушающих, поклонился Будде до земли, обошел его с правой стороны, согнул спину и сложил ладони, после чего обратился к Будде: "Сострадательный повелитель! Те учения, [о которых ты поведал], удается услышать чрезвычайно редко. В Мире Величайший! К каким способам должны прибегать бодхисаттвы для исполнения пути Совершенного Пробуждения? Я хотел бы, чтобы ради бодхисаттв и живых существ времени конца Закона ты разъяснил бы нам [это], с тем чтобы мы поняли истинное свойство [пути совершенствования]". Сказав так, Тонкий Слух коснулся земли пятью частями тела. И подобным образом он повторил свою просьбу три раза.

И тогда В Мире Величайший обратился к бодхи-саттве Тонкий Слух со словами: "Прекрасно! Прекрасно! Благие мужи! Ныне вы ради блага бодхисаттв и живых существ спрашиваете о пути совершенствования Татхагаты. Так слушайте же. Ныне я поведаю вам об этом". Бодхисаттва Тонкий Слух возрадовался учению, а остальные молча внимали.

"Благие мужи! В чистом истоке Совершенного Пробуждения Татхагаты нет совершенствования и совершенствующегося. Бодхисаттвы и живые существа времени конца Закона совершенствуются на основе иллюзорных сил непробужденности. И в этом случае существуют двадцать пять чистых колес созерцания.

Если бодхисаттвы стремятся только к умиротворению, то, обретя силу успокоения, они навечно преодолевают все аффекты и добиваются наивысшего свершения. Они обретают нирвану, не вставая с места. Такие бодхисаттвы называются "исполняющими только шаматху".75

Если бодхисаттвы созерцают иллюзорное и понимают, что [оно] есть проявление Будды, и [таким образом] превращают силы и явления этого мира [в проявления Будды], в совершенстве исполняют чудесные практики бодхисаттв, в дхарани не утрачивают умиротворения мысли и спокойной мудрости, то таких бодхисаттв называют "исключительно исполняющими самапати".

Иногда бодхисаттвы лишь уничтожают заблуждения, не прибегают к силам мира и заняты исключительно устранением аффектов. Когда аффекты устранены, наступает осознание истинного признака. Подобных бодхисаттв называют "исполняющими исключительно дхьяну".

Бывает также, что бодхисаттвы сначала достигают вершины успокоения, а затем, посредством умиротворенной мудрости, осознают все иллюзии. Из этого [осознания] возникают практики бодхисаттв. Таких бодхисаттв называют "сначала исполняющими шаматху, а затем самапати".

Случается, что бодхисаттвы через умиротворенную мудрость достигают природы успокоения, навечно отрубают аффекты и покидают круг рождений и смертей. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют шаматху, а потом дхьяну".

Есть случаи, когда бодхисаттвы посредством умиротворенной мудрости вновь прибегают к иллюзорным силам мира и, подвергаясь многочисленным превращениям, спасают живые существа. Затем они преодолевают аффекты и обретают нирвану. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют шаматху, затем самапати и затем дхьяну".

Если же бодхисаттвы через силу наивысшего успокоения обрубают аффекты, а затем обращаются к чистым и чудесным практикам бодхисаттв для спасения живых существ, то таких бодхисаттв называют "сначала исполняющими шаматху, затем дхьяну, а затем самапати".

Если бодхисаттвы через силу наивысшего успокоения обрубают аффекты в своем уме, а затем создают миры для спасения живых существ, то о таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют шаматху, а затем самапати и дхьяну вместе".

Бывает также, что бодхисаттвы через силу наивысшего успокоения содействуют превращениям, а затем преодолевают собственные аффекты. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют вместе шаматху и самапати, а затем дхьяну".

Встречаются также случаи, когда бодхисаттвы через силу наивысшего успокоения способствуют достижению умиротворенного прекращения, а затем прибегают к силам и превращениям мира. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют вместе шаматху и дхьяну, а затем самапати".

Когда бодхисаттвы достигают наивысшего успокоения следуя путям превращений, то это называется "сначала исполнять самапати, а затем шаматху".

Когда бодхисаттвы достигают умиротворенного прекращения через силы превращения, то говорят, что они "сначала исполняют самапати, а затем дхьяну".

Известно также, что бодхисаттвы через силы превращений свершают деяния Будды и, умиротворенно пребывая в нирване, преодолевают все аффекты. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют самапати, затем шаматху и затем дхьяну".

Бывает, что бодхисаттвы, используя превращения, которым нет преград, преодолевают аффекты и обретают наивысшее успокоение. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют самапати, затем дхьяну и затем шаматху".

Есть случаи, когда бодхисаттвы, используя силы превращений, достигают и наивысшего успокоения, и умиротворенного прекращения. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют самапати, а затем шаматху и дхьяну вместе".

Известно и о том, что бодхисаттвы, используя силы превращений, устремляются к наивысшему успокоению, а затем устраняют аффекты. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют шаматху и самапати вместе, затем исполняют дхьяну".

Случалось, что бодхисаттвы, используя силы превращений, устремляются к умиротворенному прекращению, а затем пребывают в чистоте и не допускают мыслей. О таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют самапати и дхьяну, а затем шаматху".

Иногда бывает, что бодхисаттвы через силу умиротворенного прекращения устремляются к успокоению и пребывают в чистоте. О таких говорят, что они "сначала исполняют дхьяну, а затем шаматху".

Если бодхисаттвы обращаются к проявлениям и действиям сил умиротворенного прекращения и используют их во внешнем мире, то о таких говорят, что они "сначала исполняют дхьяну, а затем самапати".

Если бодхисаттвы используют собственную природу сил умиротворенного прекращения, пребывают в спокойном размышлении и принимают участие в превращениях мира, то о таких бодхисаттвах говорят, что они "сначала исполняют дхьяну, затем шаматху и затем самапати".

Иногда бодхисаттвы, опираясь на силы умиротворенного прекращения, [добиваются того, что] не имеющая проявлений собственная природа превращается в мир чистоты. [Сами бодхисаттвы тогда] возвращаются к умиротворенному размышлению, и в этом случае говорят, что они "сначала исполняют дхьяну, затем самапати и затем шаматху".

Если же бодхисаттвы, опираясь на силы умиротворенного прекращения и обретя чистоту, пребывают в умиротворенном размышлении, а затем вновь вступают в превращения, то о них говорят, что они "сначала исполняют дхьяну, а затем шаматху и самапати".

Есть случаи, когда бодхисаттвы, опираясь на силы умиротворенного прекращения, устремляются к наивысшему успокоению, но затем вновь обращаются к превращениям. О таких бодхисаттвах говорят, что они "исполняют вместе дхьяну и шаматху, а затем самапати".

Иногда бодхисаттвы, опираясь на силы наивысшего успокоения, устремляются к превращениям и достигают наивысшего успокоения и чистой и ясной мудрости. О таких бодхисаттвах говорят, что они "исполняют вместе дхьяну и самапати, а затем шаматху".

Если же бодхисаттвы, основываясь на мудрости Совершенного Пробуждения, приобретают совершенную гармонию, пребывая в природах и признаках, не покидают природы пробуждения, то о них говорят, что они "в совершенстве исполняют путь трех видов собственных природ".

Благие мужи! Это и называется двадцатью пятью колесами бодхисаттвы. Все бодхисаттвы совершенствуются таким образом. Если бодхисаттвы и живые существа времени конца Закона следуют этому пути, то они должны исполнять деяния богов, [развивать] умиротворенное и спокойное мышление, скорбеть и раскаиваться. [Этот процесс] занимает тридцать семь дней, в течение которых каждое из двадцати пяти колес обретает свой знак.76 Ум преисполняется сожаления, [и в этом случае необходимо], сложив руки, принять [наставление].77 Опираясь на то, что было разъяснено, сам поймешь [разницу] между мгновенным и постепенным [пустыми совершенствованиями], однако если хотя бы единым помышлением усомнишься, то свершения не будет".

Затем, желая прояснить смысл сказанного, В Мире Величайший сложил гатху:

"Тонкий Слух, ты должен знать,

Что чистая мудрость бодхисаттв,

Не ведающая преград,

Возникает из сосредоточения и созерцания.

Существуют двадцать пять способов

Мгновенного и постепенного исполнения

Шаматхи, самапати и дхьяны.

Татхагаты десяти сторон света

И аскеты трех времен

Без исключения следовали этим путем

И все достигли пробуждения.

За исключением людей, обретших

пробуждение спонтанно,

А также тех, кто не исполняет Дхарму,

Все бодхисаттвы и живые существа времени конца Закона

Должны придерживаться этих путей

И усердно в них совершенствоваться.

Опираясь на силу великого сострадания Будды,

Быстро обретешь нирвану".

Назад Вперед
наверх

Copyright © surat0 & taras 2002