на главную
Главная » Джнана-классика » Сутра Совершенного Пробуждения

1.

Так я слышал: однажды Бхагаван3 вошел в великую ясную обитель чудесных сил4 и истинно обрел самадхи. Все Татхагаты явились и предстали в ослепительном свете. [Бхагаван увидел, что] все живые существа чисты и пребывают в обители пробуждения, [их] тела и ум исчезают в умиротворении и равны изначальному пределу.5 [Пробужденные живые существа] заполнили десять сторон света и исполняют путь недвойственности.6 В мире недвойственности [Будда] узрел множество Чистых Земель и, став во главе ста тысяч бодхисаттв и махасаттв,7 которых звали: бодхисаттва Маньджушри, бодхисаттва Самантабхадра, бодхисаттва Всевидящий, бодхисаттва Алмазное Вместилище, бодхисаттва Майтрея, бодхисаттва Чистая Мудрость, бодхисаттва Владыка Великая Добродетель, бодхисаттва Тонкий Слух, бодхисаттва Очищающий Карму, бодхисаттва Полное Пробуждение, бодхисаттва Совершенное Пробуждение, бодхисаттва Прекрасная Мудрость8 и другими бодхисаттвами, а также вместе со множеством родичей9 вошел в самадхи и обрел состояние равностности Татхагаты.10

И тогда бодхисаттва Маньджушри встал из рядов собравшихся, поклонился до земли Будде, обошел его с правой стороны, согнул спину и сложил ладони, после чего обратился к Будде: "Сострадательный повелитель!11 Хотелось бы, чтобы ради собравшихся здесь живых существ ты поведал о пути обретения изначального истока [всех Татхагат] — чистой природе живых существ. [Прошу] поведать также о том, каким образом должен бодхисаттва, идущий по Великому Пути, пробуждать в себе чистые устремления, избавиться от пороков и болезней и не допустить в будущем, в эпоху конца Закона, впадения живых существ в ложные взгляды, но побудить их стремиться к обретению пути Великой Колесницы". Сказав так, Маньджушри коснулся земли пятью частями тела.12 И подобным образом он повторил свою просьбу три раза.

И тогда Будда обратился к бодхисаттве Маньджушри со словами: "Прекрасно! Прекрасно! Благие мужи, ныне вы ради бодхисаттв хотите узнать о пути достижения истока Татхагаты. Вы взыскуете Великого Пути для живых существ будущего и хотите дать им верное наставление, с тем чтобы не впали они в заблуждения. Так слушайте же! Я поведаю вам". И тогда Маньджушри возрадовался учению, а остальные в молчании внимали.

"Благие мужи! У Высшего Владыки Учения13 есть великая дхарани,14 называемая путем Совершенного Пробуждения. Из нее происходят истинная реальность, пробуждение, нирвана и парамиты. Она есть исток и основа тех из бодхисаттв, что обрели учение, и всех Татхагат. [Все они] опираются на всеосвеща-ющее свойство пробуждения и [через него] прекращают неведение и обретают путь Будды.

Что есть неведение? Благие мужи! С безначальных времен все живые существа подвержены превратным воззрениям, подобны тем, кто заблудился и бродит из стороны в сторону. Они ошибочно принимают четыре великих15 за признак своего тела, а воздействия теней шести видов пыли16 полагают за признак своего ума. Они подобны тем, кто страдает болезнью зрения и видит в воздухе цветы и вторую луну, [которых в действительности нет]. Благие мужи! В воздухе на самом деле нет никаких цветов, но больной ложно уверен, что видит их. И из-за этой ложной приверженности он не только заблуждается относительно истинной природы пустоты,17 но не видит и того, откуда произрастают настоящие цветы.

И этот ложный круговорот рождений и смертей называется неведением. Благие мужи! Неведение в действительности не имеет в себе основания. То, что спящий видит во сне, не есть нечто не существующее, но когда проснешься, то ничего [из увиденного во сне] не будет. Так и цветы пустоты исчезают в пространстве, и нельзя сказать, что они гибнут в определенном месте. Почему? Потому что и рождаются они не в каком-то определенном месте.18 Все живые существа, будучи нерожденными, ошибочно впадают в представление о жизни и смерти, это и называется круговоротом19 жизни и смерти.

Благие мужи! Основа Татхагаты — в совершенствовании изначального Совершенного Пробуждения. Когда узнаешь, что [все окружающее] есть цветы пустоты, то преодолеешь и сансару. Также избавишься от тела и ума, что подвержены смерти. [Их] не будет, ибо не будет действий и потому что исчезнет собственная природа.20 Если поймешь, что пробужденная мудрость тоже подобна пространству, то окажется, что пространство есть цветок пустоты. Вместе с тем нельзя сказать, что природа пробужденной мудрости не существует, ибо [в состоянии пробуждения] преодолеваются и наличие и отсутствие. Это и называется следованием чистому пробуждению. Почему? Из-за природы пространства, из-за того, что оно постоянно и неподвижно.21 Причина [чистого пробуждения еще и в том, что] во Вместилище Так Приходящего22 нет ни рождения ни гибели, нет ни мудрости ни знания. [Также чистое пробуждение возможно] благодаря тому, что природа дхармового мира совершенна и объемлет собой десять сторон света. Таким образом и появился путь осуществления истока. Основываясь на нем, бодхи-саттва, идущий по Великому Пути, порождает в себе чистое устремление. Живые существа времени конца Закона, следуя этому пути, не впадут в ложные воззрения".

Затем, чтобы вновь прояснить сказанное, В Мире Величайший сложил гатху:23

"Маньджушри, ты должен знать,

Что все Татхагаты

Происходят из своего истока.

Все они через пробужденную мудрость

Преодолевают неведение

И понимают, что окружающее есть цветы пустоты.

Так им удается избежать сансары.

Того, что видишь во сне,

Пробудившись не увидишь вновь.

Пробуждение же как пространство —

Равно само себе и неподвижно.

Пробуждение охватывает десять сторон света,

И через него обретается Путь Будды.

Видения исчезают, им нет места,

Путь также не ведет к обретению.

Изначальная природа совершенна,

Бодхисаттва через нее

Сможет устремиться к пробуждению,

А живые существа времени конца Закона,

Совершенствуясь на этом пути, избегнут ложных взглядов".

Назад Вперед
наверх

Copyright © surat0 & taras 2002